ИНН: что это такое, зачем он нужен. Как получить ИНН и восстановить свидетельство в 2025 году
ИНН — это индивидуальный идентификационный номер налогоплательщиков, который используется для идентификации физических лиц и организаций. Издание «Лента.ру» рассказывает, как получить свой номер в 2025 году, зачем он нужен, о расшифровке кодов и в чем разница между ИНН для физических лиц и ИНН для организаций, как восстановить бумажное свидетельство.
Что такое ИНН
Аббревиатура ИНН расшифровывается как «идентификационный номер налогоплательщика». Это уникальный номер, присваиваемый каждому гражданину или организации, который используется для систематизации и улучшения налогового учета.
Зачем нужен
В разговоре с «Лентой.ру» юрист и мастер государственного управления (MPA) Вадим Петров рассказал о трех основных задачах ИНН.
«Используя уникальный код ИНН, налоговая различает декларации, поданные, например, в одном гордоне полными тезками — Ивановыми Иванами Ивановичами. А (СФР) или банки отличают одного Петрова от другого», — добавил директор по контенту и аналитике финансового маркетплейса «Выберу.ру» Ирина Андриевская.
По словам Андриевской, к коду прикреплена информация о собственности (квартиры, дачи, машины), назначенных и уплаченных налогах, налоговых вычетах. В привязке к ИНН (ФНС) ведет учет доходов гражданина. Доступ к этим данным есть только у ФНС и у самого налогоплательщика. Если по какой-то причине россиянин не имеет ИНН, он обязан встать на налоговый учет в ФНС.
ИНН физических лиц
По словам юриста Вадима Петрова, ИНН физических лиц используется преимущественно для личных целей (работа, банковские операции), а юридическим лицам ИНН нужен для ведения бизнеса (регистрация, бухгалтерия).
Практикующий юрист и автор блога «Юрист объясняет» Евгений Фурин уточнил, для чего нужен ИНН физическому лицу:
ИНН юридических лиц
«Вести бизнес или заниматься предпринимательской деятельностью без ИНН не получится. Уникальный идентификатор организации всегда указан в чеках при продаже товаров, в платежках при оплате услуг контрагентов, в реквизитах договоров, накладных и актах на оказанные услуги», — пояснила Андриевская. По ее словам, это упрощает ФНС контроль всех финансовых операций компаний, а также правильность уплаты налогов.
Юрист Вадим Петров обобщил основные цели использования ИНН организациями:
Порядок присвоения и расшифровка кода
Физическим лицам
Согласно пункту 6 статьи 84 НК, 12-значный ИНН назначается гражданам РФ бесплатно в момент постановки на учет в налоговой. По словам Ирины Андриевской, все сведения о налогоплательщиках хранятся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и являются налоговой тайной.
Гражданину РФ назначают уникальный код налогоплательщика с рождения. ФНС получает сведения о новорождённом из ЗАГСа и присваивает персональный идентификатор из 12 цифр. С этим номером человек дальше идет по жизни и обязан платить налоги даже в детсадовском возрасте — например, за долю собственности в недвижимости (налоги за несовершеннолетних могут их родители и опекуны).
Если у физического лица по какой-то причине нет ИНН, ему необходимо в налоговом органе.
Что обозначают цифры кода, «Лента.ру» пояснил Артем Морозов, руководитель юридической компании ООО «Время прав24».
Бизнесу
Предприятия и организации (ООО) получают 10-значные ИНН в момент регистрации бизнеса. Если гражданин — учредитель нескольких организаций, у него может быть много ИНН разных юрлиц.
Индивидуальные предприниматели (ИП) используют свой личный 12-значный ИНН — с точки зрения уникальных кодов налоговая рассматривает их как обычных физических лиц.
Где и как получить
Как узнать номер
Узнать свой ИНН физическое лицо может следующими способами:
Чтобы узнать ИНН юридического лица, необходимо ввести основной государственный регистрационный номер (ОГРН/ОГРНиП) или название юрлица (или ФИО ИП), а также регион, воспользовавшись официальным представлением сведений из баз Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в электронном виде.
«ИНН собственно юридического лица всегда есть в личном кабинете на сайте ФНС России», — пояснила в беседе с «Лентой.ру» дипломированный экономист и сертифицированный налоговый консультант Елена Бронникова.
Как получить электронное свидетельство ИНН
Для получения электронного свидетельства ИНН тоже следует порталом «Госуслуги». Для этого гражданину необходимо подтвердить паспортные данные и адрес регистрации, а также подписать заявление усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП). Сертификат будет готов в течение 20 рабочих дней.
Как получить и восстановить свидетельство в бумажном виде
Оригинальная копия свидетельства выдается гражданину при постановке физического лица на учет. Заявление о постановке на учет или изменении данных можно через сайт ФНС России, а получить документы в бумажном виде можно при выборе этой опции на сайте. По общему правилу детям ИНН присваивается при рождении.
Родитель или опекун могут получить ИНН на ребенка до 14 лет в МФЦ или налоговом органе при наличии следующих:
Для повторного получения свидетельства о постановке на учет необходимо заполнить заявление по форме №2-2-Учёт и оплатить пошлину размером в 300 рублей. Заявление можно подать в налоговом органе (лично, заказным письмом или через представителя), а также в ФНС.
Как сделать отметку об ИНН в паспорте
Для того чтобы избежать волокиты при оформлении сделок, можно об ИНН в паспорте. Для этого придется нанести визит в любой налоговый орган РФ, обслуживающий физических лиц. При этом ИНН будет внесен по данным из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Также заявитель может предоставить один из документов, подтверждающих ИНН: