Рост числа «магазинов для нуждающихся» в России прокомментирован
Экономическая неопределенность, наблюдаемая в последние годы в России, значительно изменила потребительские привычки граждан. К этому выводу пришли аналитики компании Points Lab, подведя итоги собственного исследования, результаты которого были опубликованы в издании «Лента.ру».
Если раньше россияне предпочитали выбирать товары по конкретному бренду, то сейчас все больше внимания уделяется ценам и наличию на складе. Именно жёсткие дискаунтеры (магазины с низкими ценами) становятся все более популярными в кризисные времена с начала 2023 года по сентябрь 2025 года, когда покупатели всё чаще совершают покупки в сети «Чижик», увеличившись более чем вдвое — с 6 до 13 процентов.
Стоимость стала определяющим фактором в потребительских предпочтениях россиян. В категориях «вода» и «пиво», к примеру, цена влияет на порядка 15 процентов продаж, а в ряде других сегментов розничного рынка показатель может доходить до 40 процентов. В подобных условиях массовая реклама перестает быть ключевым фактором раскрутки товара, отмечают эксперты.
Если цена или наличие продукта не соответствуют ожиданиям покупателя, никакие рекламные акции уже не спасут его от провала реализации. Гораздо важнее становятся уровень и масштаб распределения. «При распределении 50 процентов каждый вложенный в рекламу рубль приносит 2,5 рубля продаж, а при охвате 85 процентов торговых точек — уже 3,4 рубля», — констатировал генеральный директор компании, призывая производителей учитывать этот фактор при продвижении собственной продукции.
Ранее внимание на усилении жёстких дискаунтеров на крупных сетях супермаркетов в России обращали эксперты аналитического агентства Infoline. С начала 2025 года, отметили они, в стране закрылись в общей сложности 67 крупных форматов продуктовых магазинов. Количество «магазинов для нуждающихся», которые зачастую отличаются шаговой доступностью, напротив, увеличилось на 15 процентов, отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли. Он обозначил подобную тенденцию различий в затратах. Издержки на запуск дискаунтеров в среднем на 20-40 процентов ниже, чем в случае с открытием супермаркета. На ситуацию также оказывает влияние переход значительной части населения на сберегательную модель поведения. Последнее вызвано высокой инфляцией и замедлением темпов роста реальных доходов граждан.

