Российские граждане получили право требовать компенсации за навязчивые звонки
Гражданам предоставлено право на возмещение морального вреда за назойливые рекламные звонки. Об этом сообщается со ссылкой на определение судебной коллегии по гражданским делам.
Инстанции рассмотрели дело москвича, который связывался по телефону с одним из крупных банков. Гражданин не был клиентом этого финансового учреждения, однако все равно получал по телефону от него предложения оформить кредит. В итоге мужчина обратился с письменной претензией и попросил прекратить навязчивые звонки, но они не прекратились.
В результате тот направил иск в суд на сумму в пять тысяч рублей с требованием компенсировать моральный вред за «причинённые беспокойство и нравственные страдания». Банк объяснял продолжающиеся звонки ошибкой, по которой номер истца попал в список клиентов, давших согласие на получение рекламных звонков.
Суды трех инстанций встали на сторону банка, но не Верховный суд. Последний постановил немедленно прекратить распространение рекламы на адрес истца и подчеркнул, что навязывание каких-либо дополнительных рекламных услуг возможно только с согласия самого клиента. Суд отверг, что вина банка в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. В итоге дело отправили на пересмотр.
Ранее президент России подписал закон, запрещающий продавцам навязывать клиентам дополнительные товары и услуги. Подобная мера вступит в силу с осени 2025 года. Предоставление таких услуг станет возможным только с письменного согласия гражданина. В противном случае, россияне смогут отказаться от оплаты навязанных покупок и требовать возврата денег, если подобные транзакции состоялись.
Глава ЦБ, в свою очередь, увеличит штрафы для российских финансовых организаций за навязывание услуг клиентам. По её словам, такая мера станет сдерживающим фактором для недобросовестного поведения банков и усилит защиту прав заёмщиков и самих уязвимых категорий граждан, включая пожилых людей и инвалидов.