Российские граждане начали экономить на еде
Снижение потребительской активности в России достигло значительных масштабов, затронув даже товары повседневного спроса, большинство из которых связано с продуктами питания. С началом года количество покупок в России стабильно уменьшалось, не переходя при этом к резкому снижению. Об этом сообщает
Согласно данным сервиса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», в январе-апреле рост числа чеков в продуктовых магазинах составил шесть процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в январе-сентябре — 3,5 процента.
Эксперты из компании «Эвотор» указывают, что в универсальных продуктовых магазинах число покупок за три квартала осталось прежним, в специализированных же увеличилось на 1,5 процента, хотя в мясных лавках наблюдается падение на семь процентов.
Разница по сравнению с прошлым годом подтверждает рост оборота, однако только на фоне увеличения цен. Так, «Чек Индекс» фиксирует рост среднего чека при походе в продуктовый магазин на 9 процентов, до 1,1 тысячи рублей. При этом в последнее время аналитики отмечают снижение продаж уже в базовых категориях товаров, что указывает на укрепление тренда.
Оператор фискальных данных «Такском» сообщает, что в сентябре-октябре продажи основных продуктов питания упали на 5 процентов год к году. Молоко в натуральном выражении потеряло восемь процентов, гречка — девять процентов, рис — 10 процентов.
Руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафиров уверен, что по итогам года ритейлеры сообщат о падении спроса, и новогодние праздники с их увеличением продаж не изменят ситуацию. Аналитик Центра экономического прогнозирования Дарья Ананина оценивает рост денежного оборота в 2025 году в 1,8 процента.
Как указал директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов, тенденция наметилась еще в декабре 2024 года. Потребители начали делать выбор в пользу самых дешевых продуктов питания и отказываться от разнообразия в еде. В их исследовании отмечается, что спрос движется по кризисному сценарию — сначала поиск доступных каналов продаж, затем рост внимания к скидкам, а далее отказ от многих категорий товаров.
На этом фоне, по данным Infoline, выручка крупнейших FMCG-сетей (продают товары повседневного спроса) выросла с начала года на 17,1 процента, в то время как годом ранее за тот же период — на 24,7 процента. По оценкам консалтингового агентства, рентабельность бизнеса может упасть до исторически минимальных 1,7-1,9 процента.
По мнению Гафирова, проблемой торговых сетей остается желание властей контролировать цены на продукты, что искажает бизнес-модели и вынуждает конфликтовать с поставщиками, которые вынуждены повышать стоимость товаров из-за роста издержек. Кроме того, ритейлеры в попытках экономить переходят с форматов крупных магазинов на дисконтные сети, которые также называют магазинами для бедных.
Ранее Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предупреждала, что если правительственная инициатива о закреплении цен на продукты в рамках долгосрочных контрактов пройдет, то в стране начнутся проблемы с поставками товаров и дефицит.

