Россияне высказали мнение о возвращении в 90-е годы
Опрос, проведённый медиахолдингом и Okko, показал, что более 130 тысяч пользователей приняли участие в исследовании. Более половины россиян считают 90-е трудным и противоречивым временем. 78% респондентов заявили, что возвращаться в 90-е не стоит. Лишь 22% признались, что хотели бы окунуться в ту атмосферу, хоть и ненадолго. Исследование было приурочено к выходу второй главы масштабной криминальной саги «Лихие», которую можно посмотреть в Okko.
Основные ассоциации россиян с десятиительными: дефицит и бедность (41%), а также криминал (40%). Только 14% респондентов увидели в 90-х «перемены и новые возможности», а 5% назвали их периодом расцвета музыки, кино и моды. Две трети россиян (67%) признаются: скучать по этому времени не приходилось. Только 14% считают 90-е «эпохой свободы и возможностей». 16% признаются, что испытывают по ним ностальгию, а 3% их не затронули.
Россияне признаются, что в 90-е переждали всего не хватало уверенности в завтрашнем дне (35%) и порядка и закона (32%). 17% говорили о нехватке стабильности и безопасности, а 16% — о дефиците денег и работы.
Отвечая на вопрос о том, кто преуспевал в 90-е больше других, большинство указали на бандитов и криминал (58%). 30% респондентов выделили политиков и чиновников, лишь 7% — предпринимателей, и только 5% — «обычных людей, сумевших подстроиться».
Оценки деятельности тех, кто зарабатывал в 90-е нелегально, оказались неоднозначными: 45% относятся с пониманием, считая, что «времена были такие». 27% прямо осуждают, называя преступлениями. Для 25% это прошло, не вызывающие эмоций, а 3% романтизируют, видя в таких людях «героев эпохи».
Наиболее популярные фильмы и сериалы того времени среди россиян — криминальные драмы, такие как «Брат» и «Бандитский Петербург» (44%). На втором месте комедии («Особенности национальной охоты», «Маски-шоу») — 31%. Ещё 16% чаще вспоминают зарубежные боевики вроде «Терминатора 2» и «Воздушной тюрьмы». А 9% респондентов назвали любимыми детские и подростковые передачи — от «Джунглей зовут» до «Утиных историй».
Главными саундтреками десятилетия стали поп-музыка («Ласковый май») — 35% случаев и зарубежные хиты (34%). На русский рок («Кино», Nautilus Pompilius) приходится 30% слушателей, а рэп и хип-хоп того времени практически не нашли отклика (1%).
Для большинства опрошенных образ «лихих 90-х» — вынужденный способ выживания, об этом заявили 68% респондентов. 17% считают 90-е символом беспринципной жестокости, а для 15% «лихие 90-е» связаны с романтикой бунта и свободы.
Самыми узнаваемыми атрибутами 90-х оказались рынки и челноки (60%). На втором месте — малиновые пиджаки и золото (24%), далее — кассетники и VHS (10%), а также жвачка Turbo и приставка Dendy (6%).
Вторая часть масштабной криминальной саги Юрия Быкова стала прямым продолжением первой главы, но при этом в новых сериях значительно расширяется география повествования — «Лихие» едут в . По словам создателей сериала, в новых эпизодах зрителей ждёт захватывающая драма и сильные женские линии, но при этом сама история будет максимально насыщена экшеном.