Россияне рассказали о своем отношении к чаевым
Согласно исследованию, проведенному сервисом доставки и медиа-холдингом среди почти 17 тысяч интернет-пользователей, более половины россиян оставляют чаевые, аналогично тому, как они оценивают качество предоставляемых услуг. Респонденты выделили суммы, которые они считают приемлемыми для чаевых, а также отметили, что обычно благодарят работников сферы услуг.
По данным опроса, более двух третей россиян (75 процентов) оставляют чаевые. Из них почти четверть (24 процента) делают это, если сервис был на должном уровне, и 23 процента — в отдельных случаях, когда персонал проявил особое старание. Девятая часть респондентов (11 процентов) всегда оставляют чаевые, а 10 процентов делают это иногда, при этом 7 процентов отмечают, что оставляют чаевые всем специалистам из сферы услуг. Согласно данным, представленным «Купером», во втором квартале 2025 года число пользователей, оставляющих чаевые, вырастет на 21 процент и составит почти 1,5 миллиона пользователей, с увеличением среднего размера чаевых на 6 процентов (средний размер по России составит 112 рублей).
Большинство респондентов (77 процентов) оставляют чаевые в размере 5-10 процентов от счета, а для 21 процента опрошенных комфортная сумма чаевых составляет 10-15 процентов. Также 2 процента признали, что готовы потратить на чаевые 15 процентов и больше от общего счета.
Для 59 процентов россиян решающим фактором, способствующим оставлению чаевых, стало качество полученной услуги, 22 процента респондентов указали на вежливость сотрудников, 4 процента — на скорость обслуживания, а 15 процентов респондентов оставляют чаевые, как знак благодарности.
Почти треть россиян (32 процента) отмечают, что оставляют чаевые положительно и считают своим долгом благодарить сотрудников сферы услуг. Еще 28 процентов опрошенных готовы дополнительно заплатить за сервис, если такая возможность существует. По мнению 40 процентов респондентов, чаевые необходимо оставлять в зависимости от ситуации: если обслуживание было на высоте или заказ был из магазина — это позволяет им оставить «на чай», что является правилом хорошего тона.
Чаще всего чаевые получают работники кафе и ресторанов (49 процентов), водители такси (17 процентов) и мастера бьюти-индустрии (15 процентов). Еще 13 процентов россиян благодарят сотрудников службы доставки, 6 процентов — персонал гостиниц и отелей.
Среди причин, способствующих оставлению чаевых, более половины россиян (62 процента) назвали грубость сотрудников или проблемы с заказом. Почти пять процентов (18 процентов) респондентов признали, что оставляют меньше чаевых из-за невкусных блюд, длительного обслуживания или ошибок в заказе. Также 16 процентов россиян рассказали, что дают «на чай» большую сумму, если обслуживание было на высоком уровне. 4 процента считают, что размер чаевых не должен зависеть от качества оказанных услуг, и всегда оставляют стандартную сумму.
Большинство респондентов (61 процент) рассматривают чаевые как добровольное выражение благодарности. По мнению пятой части опрошенных (19 процентов), признание работников сферы услуг должно зависеть от качества обслуживания. Еще 16 процентов респондентов утверждают, что чаевые должны оставляться обязательно. Из них 5 процентов всегда платят за сервис только в ресторанах и кафе, еще 5 процентов считают важным благодарить за работу исключительно официантов, курьеров и таксистов. 6 процентов опрошенных уверены, что чаевые — это обязательность клиента, поскольку они составляют большую часть дохода работников сферы услуг. Четыре процента россиян полагают, что они обязательны только в том случае, если они включены в счет.
Большинство россиян за последние два-три года (76 процентов) не изменили своего отношения к чаевым, 6 процентов опрошенных стали чаще благодарить сотрудников сферы услуг, чем несколько лет назад, а 12 процентов — реже, 3 процента начали оставлять чаевые, хотя раньше этого не делали, и еще 3 процента, напротив, сообщили, что стали отказываться от этой практики в последние годы.