Россияне поделились своим опытом распознавания фейков в медиа
С каждым годом увеличивается объем информации в медиа, что также подразумевает рост количества фейков. При этом наблюдается повышение уровня медиаграмотности среди населения. Медиа-холдинг Rambler&Co провел опрос среди интернет-пользователей, выясняя, насколько часто они сталкиваются с ложными новостями и как удается их обнаруживать, а также сравнил с данными аналогичного опроса 2023 года.
Большинство опрошенных россиян (92 процента) признались, что сталкивались с фейками в различных источниках, и только 8 процентов заявили, что не замечали их. В 2023 году результаты были практически одинаковыми – 93 процента против 7 процентов.
Наибольшее количество случаев ложной информации, по мнению респондентов, наблюдалось в соцсетях (37 процентов) и мессенджерах (24 процента). Каждый пятый (20 процентов) сталкивался с фейками в федеральных онлайн-СМИ, а 13 процентов – на телевидении. На долю нишевых интернет-ресурсов пришлось всего 6 процентов. Для сравнения: два года назад соцсети упоминались чаще (44 процента), тогда как мессенджеры – реже (20 процентов).
Тематика «поддельных» новостей остается стабильной: политика лидирует – 50 процентов (против 55 процентов в 2023). Еще 12 процентов фейков были связаны с экономикой и ведущими персонами. 17 процентов отметили сообщения о жизни города или района, тогда как шоу-бизнес и здоровье оказались менее популярными поводами для манипуляций – по 5 процентов и 4 процента соответственно.
При этом 81 процент отметили, что не попадались на фейки и сразу их распознавали. Лишь 6 процентов признали, что допустили ошибку, поверив ложным публикациям, а еще 13 процентов сталкивались с недостоверной информацией, но позднее увидели опровержение.
Российские пользователи все чаще замечают фейки в крупных источниках. В 2025 году 41 процент случаев будет сосредоточен на федеральных интернет-СМИ, тогда как в 2023 этот показатель был 32 процента. Заметно сократилось число тех, кто видел опровержения в соцсетях – 10 процентов (против 27 процентов два года назад). В 2025 году 17 процентов случаев будут связаны с мессенджерами и телевидением, 12 процентов – с местными медиа.
Федеральные интернет-издания сегодня лидируют с большим отрывом, являясь основным источником информации – 41 процент (против 26 процентов в 2023 году). За ними следуют мессенджеры – 20 процентов и телевидение – 17 процентов. Соцсети составляют 10 процентов, а локальные онлайн-СМИ – 12 процентов.
Интересно, что 39 процентов считают себя защищенными от фейков благодаря привычке проверять только проверенные источники. Еще четверть (25 процентов) утверждают, что независимо ни от чего распознают недостоверные материалы, а 21 процент полагают, что фейки могут проходить мимо них незамеченными. Еще 15 процентов просто не читают эмоциональные публикации, где чаще всего встречается ложь.
Главные признаки фейков, по мнению опрошенных: отсутствие ссылок на источники (52 процента) и односложная подача (31 процент). Еще 13 процентов ориентируются на чрезмерно эмоциональный тон, а 4 процента – на странный слог текста. Опрос проводился на ресурсах медиа-холдинга Rambler&Co с 21 по 28 августа 2025 года, охват составил 156 045 интернет-пользователей.