Россияне поделились опытом получения юридической помощи
По статистике, каждый пятый россиянин обращался за юридической помощью в период с января по июнь 2025 года, причем одна из десяти заявок была направлена по инициативе мужчины. Такие данные были получены в результате исследования, проведенного при поддержке медиафирмы и юридического сервиса. Опрос охватил более 47 тысяч человек в возрасте от 18 до 55 лет.
Наиболее распространенными темами обращений стали вопросы, связанные с недвижимостью и другим имуществом (27 процентов), возврат долгов (15 процентов), защита прав потребителей (11 процентов), семейные дела (9 процентов) и автомобильные споры (6 процентов). Также было зафиксировано 6 процентов обращений по вопросам банкротства и налогового законодательства, и 3 процента из-за трудовых споров.
При выборе юриста респонденты чаще всего ориентировались на его опыт (53 процента) и рекомендации друзей или коллег (26 процентов). Стоимость услуг упомянули лишь 16 процентов опрошенных, тогда как интернет-отзывы учитывали 5 процентов.
52 процента полученных услуг были оценены как хорошие. 28 процентов оставили положительные отзывы о качестве работы юриста, тогда как 20 процентов поставили отличные оценки.
По данным исследования, 60 процентов опрошенных находили юристов по рекомендациям друзей и близких. 19 процентов искали таких специалистов в сети, 8 процентов — в специализированных сервисах, 6 процентов — в соцсетях и мессенджерах. 4 процента респондентов следят за онлайн-рекламой, а 3 процента — за объявлениями.
Юридические консультации с использованием искусственного интеллекта были выбраны 37 процентами опрошенных. Однако, если работу нейросети контролирует профессиональный юрист, 25 процентов россиян готовы использовать гибридную услугу. Еще 24 процента ответили, что это зависит от предмета консультации, а 14 процентов положительно относятся к новым технологиям.
«Право на качественную юридическую помощь должно быть доступно каждому – быстро, удобно и без лишних барьеров. Мы активно внедряем современные технологии, включая ИИ-агентов, которые помогают нашим юристам более эффективно отвечать на запросы клиентов. Это не просто инновации – это новый стандарт юридического сервиса, где технологии служат людям», — отметил управляющий директор-начальник управления «Проектный офис» правового департамента Кирилл Даниловский.