Россияне поделились мнением об угрозах телефонного мошенничества
В рамках ПМЭФ-2025, медиахолдинг и виртуальный мобильный оператор Сбермобайл провели опрос, в котором выяснили, как россияне защищают себя и своих близких от угроз телефонного мошенничества.
Согласно результатам опроса, 91 процент респондентов сталкивались с попытками телефонного мошенничества за последний год. С января по май текущего года сервис «Определитель номера» в приложении Сбербанк Онлайн и услуга «Хранитель» от Сбермобайл обработали миллиарды звонков, связанных с мошенничеством, и заблокировали миллионы мошеннических и спам-звонков по всей России.
Показанное число граждан (92 процента) уже научились распознавать злоумышленников, однако почти половина из них (43 процента) не спешат сразу прекращать разговор с преступниками и вступают с ними в диалог. 22 процента опрошенных делают это ради шутки, 15 процентов — чтобы вывести мошенника на чистую воду, и еще 6 процентов намереваются перехитрить собеседника. При этом 37 процентов россиян вовсе не отвечают на звонки с неизвестных номеров.
Если звонивший представляет себя сотрудником государственных органов или должностным лицом, для 78 процентов согласившихся это является «красным флагом», и они предпочитают сразу завершить разговор. 19 процентов затруднились рассказать о своей реакции, а у 3 процентов любая должность, напротив, вызывает доверие.
По данным опроса Rambler&Co и Сбермобайл, 87 процентов россиян активно стремятся повысить свои знания об информационной безопасности. Для этого они изучают новые схемы мошенничества (53 процента), отслеживают новости о утечках данных (24 процента), следят за цифровой гигиеной, в том числе используют двухфакторную аутентификацию, не переходят по подозрительным ссылкам, меняют пароли (20 процентов) и проходят онлайн-курсы по кибербезопасности (2 процента), а также тренируются на симуляциях (1 процент).
Наибольше уязвимыми перед телефонным мошенничеством оказались дети и пожилые люди, что осознает большинство участников опроса. 82 процента опрошенных сообщили, что стараются оградить своих младших и старших родственников (детей, родителей, бабушек/дедушек) от злого умысла. Для этого 74 процента россиян ведут с ними просветительскую работу, а 14 процентов подключили им услуги от мобильного оператора по защите от телефонных мошенников. Остальные ограничиваются простыми предупреждениями.
Опрос проводился в июне 2025 года. В нем приняло участие 81 615 человек.