Аналитики подчеркнули важность цифровых платформ в преодолении разрывов между малым бизнесом и мегаполисами
Центр социального проектирования «Платформа» представил исследование, которое освещает разрывы между малыми, средними предприятиями и мегаполисами, а также роль государства и бизнеса в их преодолении. Особое внимание в исследовании уделено роли цифровых платформ в формировании общего пространства и сокращении этих разрывов.
Согласно выводам, разница в качестве жизни между малым бизнесом и крупными городами остается значимой. Однако большая часть (57 процентов) респондентов из малых и средних городов отметила положительные изменения в жизненных условиях за последние пять лет, при этом треть респондентов (32 процента) упомянула о значительном улучшении качества жизни с мегаполисами.
Согласно исследованию, 68 процентов жителей малых городов отмечают рост уровня комфорта благодаря цифровым сервисам, которые повышают доступность товаров и услуг. Респонденты говорят о том, что современные услуги позволяют оставаться в родных городах, не жертвуя качеством жизни или карьерными возможностями.
В рамках исследования была составлена карта цифровых и сервисных компаний — лидеров по влиянию на качество жизни в малых и средних городах. В число лидеров вошли «Ozon», «Вайлдберриз», «Пятерочка» (X5 Group). Высокие позиции объясняются широким спектром продуктов и проектов, благодаря которым население ощущает сильное воздействие на трансформацию жизни.
Одним из лидеров цифровой трансформации регионов в настоящее время является Сбер. Его сервисы активно работают в сотнях малых и средних городов, сокращая разрыв с мегаполисами.
Кроме того, современные услуги становятся доступными россиянам вне зависимости от географии. Оплата ЖКХ, telemedicine, обучение ИТ-профессиям, биометрическая оплата — все это одинаково доступно жителям отдаленных регионов. На сегодняшний день более 5,5 миллиона пользователей раздела «Дома» в Сбербанк Онлайн оплачивают счета и передают показания счетчиков без визита в офис.
Кроме того, Сбер выступает цифровым партнером МСП и предоставляет услуги от кредитования до маркетинговых и ИТ-платформ, позволяющих предпринимателям запускать и масштабировать бизнес в любом регионе.
Еще одним аспектом, помогающим сократить разрыв между мегаполисом и малым бизнесом, стала доступность медицинских услуг. СберЗдоровье и СберМедПедия предоставляют возможности дистанционного мониторинга здоровья в 70 регионах, ИИ-помощник врачей, цифровые ФАПы в более чем 50 регионах.
Цифровые платформы открывают и новые возможности в сфере образования. В частности, в проектах Сбера «Школа 21» в 16 регионах и Летней цифровой школе для преподавателей уже 6000 выпускников.
Исследование показало, что цифровые платформы и финтех являются ключевыми факторами, которые сокращают «потребительскую дистанцию» с мегаполисами. Тренд на отток населения в более крупные города, по мнению аналитиков, не исчезнет, так как влияет ряд других факторов, однако новые цифровые технологии могут изменить скорость и интенсивность этого процесса.
Исследование проводилось методом количественного онлайн-опроса жителей малых и средних городов, выборка — 2000 респондентов. Также было проведено 30 глубоких интервью с представителями компаний 2С сегмента, предпринимателями, участниками социальных программ компаний, экспертами по развитию территорий, использованы данные открытых источников.