«Здесь могилы моих предков»: 90-летний русский чемпион мира и Европы мечтает вернуться из Германии в Россию
Фото: Личный архив.
Первый раз Адольф Глеклер высказал желание о возвращении в родину в 2021 году, когда готовился к чемпионату мира в Финляндии. Он мечтал выступить как гражданин России. Однако этого не произошло, так как началась СВО. С тех пор возвращение на Родину стало сложной задачей…
УЕХАЛ К НЕМЦАМ, НО ОСТАЛСЯ РУССКИМ
— Адольф, как ты оказался в Германии?
— В 80-х годах мы с семьёй жили в Молдове, в Кишиневе. Я тренировался в сборной республики по тяжёлой атлетике, будучи руководителем созданного мной клуба. Сам я увлекался бодибилдингом. А жена работала поваром, кормила людей, она кулинар от Бога.
Когда начался распад Союза, началась, как сейчас говорят, осознанная национальная идентичность. На бытовом уровне людям с немедлавскими фамилиями и внешностью стало сложно жить. А у меня дочка выросла, жена русская. Хотел переехать в Москву, где жил и живёт сейчас мой родной брат. Но на это уже тогда нужны были немалые деньги, которых у меня не было. Тут я и вспомнил про свою немецкую фамилию. Отец у меня немец, я по отчеству Ренальдович. А мать русская. Консульство в Кишиневе быстро помогло оформить документы, немцы тогда окружали переселенцев особой заботой. Потом распределительный центр для иммигрантов и направление в Западные земли.
— Немецкие корни помогли перебраться в Германию, а как насчет корней русских, не мешают ли они в Германии?
— Русским немцам и в СССР было не сладко. Я родился в Москве, но, например, мой отец не мог вернуться в Москву после эвакуации. Не разрешали. Несмотря на то, что он был слесарем-инструментальщиком высшего разряда и работал на сложных производствах. По сути, на оборону. Поэтому мы оказались в Киргизии. В общем, я вспоминаю свою молодость, как очень трудное время, и не только из-за жизненных неурядиц и элементарного недоедания…
Но в дальнейшей немецкой семье не сильно мешали. В Германии с моей семьёй приняли, как своего. Но за 30 лет я так и не смог стать строптентным немцем. Язык, конечно, выучил, на бытовом уровне проблем нет. Но какой я немец? Я русский по характеру и менталитету. А как известно, что русскому хорошо, то немцу – смерть.
— Как же уживались в тебе эти противоположности?
— Немцы, это, конечно, совершенно иная культура, иные привычки. Кое-что я принял, к чему-то приспосабливался. Но в целом менталитет наш сильно отличается.
Фото: Личный архив.
— Поэтому ты хотел бы вернуться на Родину?
— Не только. Я благодарен Германии, что приютила в трудную годину, я получаю социальное пособие, живу на полном обеспечении государства. Немецкая медицина не раз меня спасала. Но в Москве мои братья, здесь могли бы мои предки, кстати, мои дедушка и бабушка по линии матери похоронены на Новодевичьем кладбище. Дед – стахановец, кавалер орденов Ленина. Он работал на самых вредных производствах завода «КауЧук», что был в Хамовниках. Там же мы все и жили.
Мне очень не хватает русского общения, песен под гитару, которую я очень люблю. Я слышал, что по российским законам, граждане СССР, родившиеся в России, признаются гражданами Российской Федерации. А свой советский паспорт с московской пропиской я храню, как зеницу ока. Надеюсь, это мне поможет.
ПРЕДАЛ СОБСТВЕННЫЙ ТРЕНЕР
— Ты продолжил спортивную карьеру в Германии, потому что не мог без спорта или по необходимости?
— Никакой необходимости не было, просто я не мыслю себя без спорта. Это моя жизнь. В небольшом городке близ Франкфурта, куда нас определили, были все условия для занятий: стадион и прочее. А потом мы перебрались в сам Франкфурт, а там вообще раздолье для спортсменов, в том числе возрастных. Мои занятия не приносят никакой материальной выгоды, хотя я занимаюсь и выступаю профессионально. А вот убытки случаются.
Когда меня моё спортивное общество отправило на чемпионат мира в Финляндию в 2021 году, мой тренер фактически присвоил спонсорские средства и оставил меня без денег. Я чуть не умер. Всё, что у меня было, я отдал за гостиницу и авиабилеты. Шесть дней я соревновался голодным, и не показал тех результатов, к которым был готов. Хотя местные газеты писали обо мне, как о сенсации, сравнивали с «локомотивом, который сносит всё на своем пути». Но я не оправдал их надежд. И не по своей вине. Ни один немец не стал бы рисковать своим здоровьем, а я не мог не выступить. Даже в таких условиях. Это же чемпионат мира, а я представляю Германию! После этих соревнований я попал на операционный стол, и мне поставили очередной стент.
— Как-то не похоже это на немцев, на цивилизованную Европу…
— Очень даже похоже. Они сплошь и рядом обворовывают друг друга. Коррупция там ещё та! И с этим я смириться не могу. Природная русская тяга к справедливости мешает. Пытался добиться правды через суд, отдал адвокату немалые, но результата нулевой. Немецкая бюрократия даст фору любой другой.
«ЖМУ ШТАНГУ В 100 КГ»
— Давай перейдем к главным – к спортивным достижениям. Чем можешь похвастаться?
— Не буду скромничать, я многократный чемпион и рекордсмен мира и Европы в своём возрасте по многим видам. На последнем европейском первенстве, которое проходило в Германии, в городе Ной-Изенбург в 2024 году, в возрасте 89,5 лет я занял 26 первых мест в различных дисциплинах и обновил 11 мировых и европейских рекордов. Это метание диска, метание ядра, бег на 100 метров, кидание камня весом 13 килограммов, силовые упражнения и так далее. Кстати, сотням метровку я пробегаю за 17 секунд. Прыгаю с места на 170 сантиметров, двойной прыжок — 324 сантиметра. Это мировой рекорд. Жму штангу весом свыше 100 килограммов.
— Неплохо для 90-летнего… В чем секрет спортивного и человеческого долголетия? Ведь поражают не только метры и секунды, а то, что они достигнуты в столь солидном возрасте.
— В спорте главное – тренировки и спортивный режим. Я выхожу на стадион и спортзал почти каждый день. Правильно питаюсь, из спиртного позволяю только хорошее вино. А в жизни – оптимизм, который присущ русскому характеру, особенно людям старшего поколения. Ведь я – «детя войны», перенёс эвакуацию, и голод, и ранние потери. Везде пробивался сам и никогда не унывал. Мой проект – сохранить спортивную форму до 100 лет. А там, как гены и здоровье позволят.
Кстати, моему родному брату в марте 95 лет стукнуло. Он мастер спорта по фехтованию, давно не соревнуется, но зарядку делает каждый день, упорно работает над собой. А ещё он заядлый коллекционер холодного оружия и русских наград — один из самых заметных по этой тематике собирателей в ФРГ. В поисках артефактов излазил все немецкие архивы. Он ведь тоже жил в Германии больше 20 лет, но, однако, СВО вернулся на Родину, в Москву.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Простая, немытный Еврорай: Прожив 20 лет в Португалии и Чехии, семья русинов сбежала в Россию
Работавший в Германии хирург вернулся в Россию и ушел на СВО