ВШЭ представила отчет о перспективах рынка электромобилей в России
Для успешного роста сектора электромобилей в России необходимо внедрение комплекса мер поддержки, включая развитие зарядной инфраструктуры, стимулирование спроса через льготные программы, гибкое тарифное регулирование и локализацию производства. Эта информация представлена в исследовании РБК о теме «Социально-экономическое обоснование внедрения электромобилей в коммерческих перевозках», подготовленном Институтом экономики транспорта.
Согласно докладу, в 2024 году рост продаж электромобилей в России будет в основном обеспечен благодаря поставкам из-за рубежа и увеличению производства на Московском автомобильном заводе «Москвич». За прошлый год было зарегистрировано около 60 тысяч новых электрокаров. В период с 2015 по 2024 годы общее количество электромобилей в стране увеличилось на 225 процентов.
По прогнозам экспертов ВШЭ, к 2030 году объем продаж электромобилей в России может достигнуть от 62 до 164 тысяч автомобилей в год. При этом отечественные производители планируют предложить на рынок лишь 54,2 тысячи единиц электрических и гибридных транспортных средств. Остальная доля будет компенсироваться за счет импорта, преимущественно из Китая.
По мнению авторов исследования, привлекательность электромобильного транспорта объясняется меньшими затратами на топливо и обслуживание, а также возможностью получения налоговых и других преференций для владельцев. Однако развитие рынка сталкивается с определенными ограничениями: недостаточный запас хода, высокая стоимость аккумуляторов и их ускоренный износ, а также существенные начальные расходы и растущие эксплуатационные затраты.
Одной из ключевых задач в ближайшие годы станет масштабное расширение зарядной инфраструктуры. В настоящее время Россия располагает наибольшим количеством зарядных станций среди всех регионов страны. В то же время по количеству электромобилей, приходящихся на одну станцию, лидирует Нижний Новгород.
В рамках стратегии развития инженерно-коммунальной инфраструктуры Москвы до 2030 года планируется увеличение числа электромобилей в столице до 300 тысяч единиц. Для достижения этой цели необходимо расширить сеть зарядных станций до 30 тысяч точек. Среди решений: запуск пилотного проекта по установке зарядных устройств на базе трансформаторных подстанций, размещенных во дворах жилых домов.
В течение следующего десятилетия ряд государственных инициатив направлен на полное переход на экологически чистые виды транспорта. Однако в странах, где преобладают бензиновые и дизельные автомобили, процесс трансформации может замедлиться. В таких случаях гибридные модели, совмещающие электрическую и традиционную силовую установку, могут стать временным компромиссным решением.