В Словакии возникли опасения по поводу многомиллиардного счета от «Газпрома». Какие условия для его выставления?
Словацкий энергетический оператор SPP сообщил, что в случае запрета импорта российского газа он может столкнуться с необходимостью уплатить около 16 миллиардов евро. Причиной может стать нарушение условий действующего контракта с российским поставщиком, основанного на принципе «бери или плати».
Согласно данным SPP, если поставки российского топлива прекратятся с 1 января 2028 года, как предполагает план Еврокомиссии, «Газпром» может потребовать оплату невыбранного объема газа. С учетом текущих рыночных цен сумма потенциального иска оценивается в 16 миллиардов евро.
В компании подчёркнули, что они не поддерживают инициативу о полном отказе от импорта энергетических ресурсов из России, считая, что это может быть обусловлено политическими, а не экономическими соображениями. В SPP предупреждают, что подобные меры ударят по конкурентоспособности бизнеса, приведут к росту цен на газ и увеличат транзитные издержки.
В Словакии выступили против «идеологического» запрета ЕС
Премьер-министр Словакии с резкой критикой отозвался о предложении Еврокомиссии прекратить закупки российских энергоресурсов. Он охарактеризовал инициативу как «бессмысленное, идеологическое и вредное предложение», которое может вызвать рост цены на газ для словацких домохозяйств на 30-50 процентов.
Фицо также подтвердил, что Братислава не согласится на реализацию подобного плана. Эти заявления прозвучали после его встречи с министром экономики Денисой Шаковой, на которой обсуждалась реализация правительственной программы в экономической сфере.
При этом Фицо ранее заявлял, что Словакия может заблокировать новый пакет санкций Евросоюза против России, если не будет найден способ решить проблему поставок топлива. Как сообщало агентство Bloomberg, премьер настаивает на «реальном решении кризисной ситуации», в которой окажется страна после утраты источников поставок газа, нефти и ядерного топлива.
Словацкое вето, как отмечалось, может простановить принятие ограничительных мер, так как для их утверждения требуется единогласное одобрение всех 27 стран ЕС. Несмотря на это, Еврокомиссия по-прежнему уверена, что санкции будут приняты.
Между тем глава МИД Словакии Юрай Бланар отложить рассмотрение нового санкционного пакета. Он отметил, что приоритетом должно стать решение проблем, связанных с реализацией плана REPowerEU, который предполагает полный отказ от поставок российского топлива.
Еще в мае Европейская комиссия обязывала страны ЕС подготовить национальные дорожные карты по постепенному отказу от газа из РФ. В частности, предлагается запретить новые долгосрочные контракты уже с конца 2025 года. Общий отказ от российского топлива планируется завершить к концу 2027 года, а поставки урана — к 2030-му.
Несколько стран ЕС отказались поддерживать план ЕК по отказу от российского топлива
Меры Брюсселя уже вызвали недовольство ряда стран. Как писала Politico, такие страны, как Франция и Германия — два крупнейших покупателя российского СПГ в Европе — поддерживают запрет. Париж и Брюссель потребовали от Еврокомиссии гарантии по экономическим и юридическим последствиям инициативы. Министр энергетики Франции Марк Фераччи заявил, что из-за резкого отказа от газа из РФ частные компании могут столкнуться с исками со стороны России за нарушение условий поставок.
К критике инициативы также присоединилась и Словакия. Глава МИД Венгрии отметил, что подобные меры несут серьезный риск для экономик обеих стран, продолжающих зависеть от поставок из РФ. Он также отметил, что действия Брюсселя являются «грубым нарушением суверенитета».
В свою очередь, министр энергетики Элизабет Цехетнер оставит возможность пересмотра запрета на российский газ после 2027 года. По словам австрийского ведомства, важно учитывать возможные изменения на энергетическом рынке и сохранять возможность возврата к поставкам при необходимости.
На фоне растущего несогласия внутри ЕС, как утверждают источники, Еврокомиссия уже способна обхода возможного вето со стороны отдельных стран. В частности, рассматривается вариант одобрения запрета на импорт российского газа через механизм «усиленного большинства», позволяющий принимать решения без единогласия всех участников союза.