В Россию начали поставлять ненужные китайцам автомобили
В Россию стали поступать поддержанные автомобили, которые не востребованы на китайском рынке, такие как машины с пробегом или считавшиеся аварийными. О новых поставках рассказал председатель совета директоров компании Great Wall Motors (GWM) Вэй Цзяньцзюнь в интервью для газеты «Известия».
По информации экспертов, на китайских платформах DoCar, Guazi и Xianyu, специализирующихся на продаже б/у автомобилей, зарегистрировано около трех-четырех тысяч торговцев, предлагающих «задействованные» машины, которые фактически могут считаться новыми. Это создает иллюзию высоких продаж, отметил он.
Причина такого явления заключается в рекордном уровне производства автомобилей в КНР (в 2023 году он составил 31 миллион единиц) и снижении рентабельности. Автопроизводители дают дилерам большие скидки, чтобы те увеличивали запасы автомобилей. В свою очередь, продавцы стремятся вернуть деньги через реализации, избавляясь от «непопулярного товара» и продавая его перекупщикам. Таким образом, такие автомобили попадают в статистику продаж, но не уменьшают запасы на складах, в то время как продавцы поддержанных машин могут воспользоваться государственной программой субсидирования и предоставить скидку на фактически новый автомобиль.
По данным Ассоциации автомобильных дилеров Китая, в 2024 году для подобных автомобилей доля рынка поддержанных авто достигнет 12,7 процента, с 2020 года она увеличилась на 7,2 процентных пункта. В 2023 году в КНР было продано 15,7 миллиона поддержанных автомобилей (плюс 6,1 процента по сравнению с предыдущим годом) и, несмотря на общее снижение рынка, количество машин с нулевым пробегом росло уже до 15 процентов.
Из-за роста конкуренции внутри страны дилеры отправляют автомобили за границу «параллельным экспортом», получая налоговые скидки на экспорт поддержанных автомобилей и избегая внутренних налоговых расходов. В стране уже появились сотни компаний, специализирующихся на таких поставках.
В марте-апреле 2025 года суммарные объемы поставок поддержанных автомобилей из стран Азии на Дальний Восток превысят треть. Импорт аналогичных автомобилей в Россию фактически достигнет уровня повышения утилизационного сбора в октябре прошлого года. Резкий рост ввоза поддержанных автомобилей в стране фиксируется на фоне ощутимой просадки продаж новых авто. Их реализация на Дальнем Востоке в первые два месяца весны оставалась на четверть ниже, чем в четвертом квартале 2024 года.

