В России предложили запретить возврат товаров, купленных на маркетплейсах
В России инициатива о запрете возврата товаров, приобретенных на маркетплейсах, охватила несколько категорий продуктов. Подробности этой инициативы были опубликованы в газете «Известия».
Глава ведомства в ходе заседания комитета по экономической политике выдвинул предложение о введении «независимых тарифов» по аналогии с авиабилетами.
«Мне кажется, это вопросы, которые нужно серьезно обсудить, если это способствует снижению цен на отечественную продукцию», — отметил министр.
Решетников пояснил необходимость запрета возврата определенных товаров проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели. Бизнес страдает от злоупотреблений со стороны потребителей, когда заказываются большие партии, которые затем возвращаются после праздников. Подобные действия заставляют предпринимателей повышать цены на товары.
По словам управляющего партнера компании «Русьяев и партнеры», юриста Ильи Русьяева, в рамках предложенной главы Минэкономразвития может быть создана модель, при которой покупатель выбирает либо сохранить право вернуть товар надлежащего качества в течение установленного законом срока, либо согласиться на более низкую цену, но без возможности отказа. Основным поводом для ее создания стал факт, что при огромном числе онлайн-заказов фиксируется значительный объем возвратов товаров надлежащего качества.
Однако в таком случае магазины могут начать искусственно завышать цены, чтобы подтолкнуть к выбору варианта без возврата, предостерегла руководитель информационного отдела независимого профсоюза «Новый Труд» Мария Коледа. Вместо этого можно усовершенствовать систему идентификации недобросовестных покупателей, улучшая механизмы судебного урегулирования споров или вводить для некоторых категорий товаров частичный возврат средств.
Вариант с «возвратным» и «независимым» тарифами создает для граждан дополнительные неудобства и может негативно сказаться на доверии к онлайн-торговле.
По итогам первого полугодия 2025 года суммарный объем интернет-торговли в России увеличился на 36 процентов по сравнению с тем же периодом 2024 года и достиг 5,3 триллиона рублей, сообщила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Подавляющая часть интернет-продаж пришлась на онлайн-магазины и маркетплейсы. На этом фоне для подобного рода торговли в структуре розницы увеличился на 7,2 процентного пункта год к году и достиг отметки в 22,4 процента.