В России хотят запретить концернам реализовывать машины онлайн без посредников
Ассоциация «Российские автодилеры» обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением ввести запрет на реализацию автомобилей концернами напрямую через онлайн-каналы. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на соответствующий документ.
Подобные меры отечественные дилеры предложили включить в новый национальный план по развитию конкуренции на 2026-2030 годы. Как отмечается, введение такого запрета должно способствовать улучшению положения автосалонов на российском рынке. В текущей версии плана предусмотрена доля онлайн-продаж от концернов и дистрибьюторов не менее 5 процентов от общей реализации к концу следующего года.
В РОАД выразили несогласие с такой инициативой. По мнению представителей отраслевой ассоциации, подобные действия могут привести к ущемлению прав и интересов дилеров. Кроме того, дилеры опасаются навязывания им заведомо невыгодных условий сотрудничества. Речь идет, в частности, о риске распространения поставок нелегидных автомобилей, а также о практике фиксации цен, разделение рынка по территориальному принципу и введение агентских схем взаимодействия с производителями и дистрибьюторами.
На этом фоне РОАД предложила ФАС распространить норму о 5-процентной доле онлайн-продаж на всех участников рынка.
В 2025 году ряд автомобильных лидеров столкнется с проблемой масштабного затоваривания на российском рынке. Подобные трудности затронули в основном дистрибьюторов китайских машин. Последние не помогли даже внушительные (от 100-500 тысяч рублей в среднем до 1 миллиона в некоторых случаях) скидки. В результате в настоящее время, по оценке главы РОАД, на российских складах пылится в общей сложности около 350 тысяч новых машин. Руководитель агентства «Автостат», в свою очередь, оценивает объем неиспользованных автомобилей в 500 тысяч.