В Госдуме заявили о необходимости защиты российского автопрома от китайских автомобилей
Для защиты российских производителей от китайской экспансии необходимо повысить утилизационный сбор и пошлины. Поддержка отечественного автопрома должна осуществляться за счет протекционистских мер, считает председатель комитета Государственной Думы по защите конкуренции Валерий Гартунг.
По его словам, китайские автомобили будут дешевле из-за больших объемов производства. Поэтому, чтобы уравнять шансы на рынке, нужно установить высокие пошлины и утилизационный сбор. «Нам не нужны зарубежные партнеры, мы сами можем все сделать. Мотивировать их не нужно, они сами сюда лезут из кожи вон. Поэтому нужно защищать свои рынки, весь мир так делает», — подчеркнул парламентарий.
Китайские производители создали склады в попытках обойти повышение пошлин
По словам Гартунга, аккурат перед осенним повышением утилизационного сбора (с 1 октября ставки утилизборов для легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, а также спецтехники на 70-85 процентов) продавцы автомобилей из КНР создали в России огромные складские запасы. Поставщики завезли годовой объем продаж грузовиков, после чего продажи техники упали в связи с высокой ключевой ставкой, и транспорт распродать так и не удалось.
Автопроизводители активно наращивали объемы ввоза новых автомобилей в Россию с мая 2024 года. Пиковый показатель был зафиксирован в октябре: суммарные объемы импорта максимальные за 12 лет отметки — 112 тысяч единиц. На этом фоне российские импортеры решили заранее подготовиться к росту ставок и запастись новыми автомобилями впрок. На тот же период пришелся пик реализации китайских автомобилей в РФ: в октябре в России было рекордные 98,16 тысячи новых машин.
Из-за кратно выросших поставок и одновременного падения спроса в связи с дорогими кредитами машины стали piling на складах. В конце 2024 года глава «Автостата» Сергей Целиков оценивал масштабы затоваривания к тому времени в 200-250 тысяч единиц. Источник РБК говорил о запредельных 700 тысячах хранящихся на складах машин, в большей степени именно китайских брендов.
В правительстве считают утилизационный сбор эффективной мерой поддержки внутреннего рынка
По словам главы Минпромторга РФ Антона Алиханова, утилизационный сбор доказал свою эффективность как защитная мера для автопрома. Он неплохо показал себя в условиях высокого риска демпинга со стороны зарубежных автопроизводителей и позволил развивать собственное производство автомобилей.
«Помимо того, что мы получаем дополнительные источники доходов, мы все-таки стимулируем собственное производство. И здесь думается, что аналогичные подходы можно было бы рассмотреть и в других отраслях», — заявил чиновник.
Сейчас Минпромторг способен поддержать столкнувшийся с обвалом продаж российский автопром, чтобы не допустить его падения по итогам года на 40 процентов. В качестве одной из мер обсуждают повышение ставки утилизационного сбора для автомобилей с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил, ввозимых в Россию для личных нужд. С помощью таких сборов власти хотят собрать дополнительно 40-60 миллиардов рублей.
Россияне, ввозящие иномарку для личных нужд, оплачивают утилизационный сбор по льготной ставке. Машины возрастом до трех лет обходятся в 3,4 тысячи рублей, прочие — в 5,2 тысячи. Рамки увеличения утилизационного сбора Алиханов не уточнил, но пообещал принять решение в ближайшее время.
Депутаты призывают не торопиться с жесткими ограничениями
Депутат Госдумы Виталий Милонов описал китайскую экспансию словами «свято место пусто не бывает». Ранее рынок был захвачен международным сообществом автомобильных производителей, а сейчас он стал более китайским. Чтобы не допустить полного его захвата брендами из КНР, не стоит пользоваться «костылями» в виде жесткой господдержки и ограничивать конкуренцию на рынке. Достаточно просто «делать нормально, делать качественно», — подчеркнул парламентарий.
«Я думаю, что начинать надо с себя. Депутаты потихонечку, вот лично я точно и нескольно моих коллег ездим принципиально на служебных машинах, на Lada Vesta. Но если человек хочет машину получше, тоже нельзя перебирать палку», — пояснил Милонов.
Чтобы российские автомобили были востребованы, он, надо привлекать российских экспертов, IT-специалистов и реализовывать имеющиеся возможности интеграции электронных систем и систем искусственного интеллекта, а не заниматься перелицовкой автомобилей, переклеивая шильдики.
«Я не понимаю, почему Автоваз тот говорит, что он отечественный, выпускает Chery Tiggo под своей маркой. Когда только стали выпускать, я сказал, что не пойдет марка, потому что название было нерусское. Зачем это делать? Когда человек идет, покупает Lada Vesta, он понимает, что покупает отечественную машину, Когда он покупает китайскую машину с отечественным шильдиком, тут, понимаете, двойное недоверие какое-то происходит», — пояснил Милонов.