Увеличен транзитный сбор через ключевые для мировой экономики проливы
С 1 июля Турция повысила транзитные сборы за прохождение судов через проливы Босфор и Дарданеллы на 15 процентов. Об этом сообщает пресс-служба.
По данным, с 2022 года прохождение через эти важные водные пути для мировой торговли увеличилось в 7,2 раза.
Как отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова, тарифы будут добавляться к конечным ценам для потребителей, что значит, стоимость продукции, доставляемой через Босфор и Дарданеллы, вырастет на 5-10 процентов. Экономист добавила, что Анкара использует свое положение безальтернативного торгового хаба, полученное после введения санкций против России. Что касается альтернативных маршрутов, то, как заметила Новикова, они пока не слишком удобны для российских кораблей.
В свою очередь, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков обратил внимание на то, что Конвенция Монтрё запрещает властям Турции получать деньги за прохождение проливов. Однако плата может взиматься за сопутствующие услуги. Кроме того, существует желание Анкары повысить выгоду от использования строящегося канала «Стамбул». Как пояснил Юшков, Турция время от времени создает проблемы судоходству, чтобы подчеркнуть необходимость прокладки этого канала, за использование которого можно будет брать деньги.
Ранее сообщалось, что стоимость транзита через проливы почти четыре десятилетия оставалась неизменной. Но потом ее подняли в 2022 году, а затем в 2023-м на восемь процентов, до 4,42 доллара.