Уголовная и лесная промышленность России столкнулась с кризисом. Причины массового закрытия предприятий.
Согласно заявлениям двух крупных отраслей, российские уголщики и лесопромышленники озвучили факт кризиса, в результате чего многие предприятия вынуждены закрыться. Наиболее критичное положение сложилось в угольной и лесной отраслях.
Основные причины заключаются в низком уровне экспорта, сильном рубле и высокой ключевой ставке. Уголовные структуры предупреждают, что убытки уже достигают миллиардов рублей.
Кризис приводит к закрытию десятков шахт и разрезов
О сложной ситуации для российских уголщиков сообщается минимум в течение нескольких месяцев. Кризис наблюдается на фоне падения мировых цен на этот вид топлива, полной потери европейского рынка сбыта, который до 2022 года был ключевым для отечественных предприятий, а также нехватки инфраструктуры для более активных поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Перспективы на 2025 год для российских уголщиков описываются как неутешительные. Согласно прогнозу консалтинговой компании Kept, к концу декабря мировые цены на энергетический и коксуемый уголь в среднем возрастут на 8-22 процента в зависимости от вида. Проблемы отечественным предприятиям также добавят удорожание железнодорожных тарифов, переналадки в портах и аренды полувагонов. Кризисная ситуация в отрасли, как ожидается, продлится как минимум до 2030 года.
Замглавы министерства признавал, что ситуация с ценами, вывозом угля и тарифами очень тяжелая и причины кризиса настольк глубокие, что отрасль подошла к остановке предприятий. Сегодня Исламов, что на середину июля закрылось или на грани закрытия 51 предприятия — это шахты и разрезы, и ситуация продолжает ухудшаться. Он оценил убытки отрасли в прошлом году в 112,6 миллиарда рублей.
Замдиректора департамента Минэнерго отметил, что если нынешние негативные тенденции не переломить, то убытки угольных компаний в России в совокупности по итогам 2025 года могут достигнуть 300-350 миллиардов рублей, что сравнительно с годовыми бюджетами крупных регионов — например, Ростовской области. Чиновник подчеркнул, что ситуация ухудшается с каждым месяцем, все более серьезной проблемой становится значительная закрытость угольщиков.
В мае президент России объявил антикризисную программу для угольной отрасли, разработанную Минэнерго. Она включает отсрочку по налогу на добычу полезных ископаемых и страховым взносам до 1 декабря, а также возможность для компаний с высокой долговой нагрузкой реструктурировать кредитную задолженность. Отсрочку при необходимости, если ситуация не станет улучшаться в обозримой перспективе. Эта мера поддержки может быть как адресной, так и «общесистемной» характером.
Также для сибирских предприятий компенсация в 12,8 процента от величины тарифа на экспорт угля на северо-запад и юг. Отдельные компании могут получить субсидии на компенсацию части логистических затрат при экспорте на дальние расстояния.
К проблемам для лесопромышленников приводит крепкий рубль
Сегодня же, что на прошлой неделе Российская ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности обратилась с жалобой на сложную ситуацию в отрасли, грозящую остановкой ряда предприятий. Там предложили даже создать оперштаб по отслеживанию обстановки и провести совещание под председательством министра.
Лесопромышленники о одном из самых напряженных периодов для отрасли в истории. Общие объемы заготовки лесосырья в 2024 году по сравнению с 2021 годом сократились на 13 процентов.
Другой причиной кризиса также является закрытие ряда зарубежных рынков для экспорта. Снизился спрос и на внутреннем рынке, за чем последовало падение цен. Критично для лесопромышленников и крепкий рубль, сохранение высокой ключевой ставки, а также рост ставки на прибыль — с 20 до 25 процентов.
В результате, как говорится в письме, целлюлозно-бумажные предприятия становятся убыточными и теряют свою конкурентоспособность. При сохранении этих негативных тенденций во втором полугодии велика вероятность остановки промышленных производств, отмечается в документе.
Гендиректор группы компаний УЛК Владимир Буторин подтвердил тяжелую ситуацию, указав, что, по сути, прекратился сбыт Pellet, балансы и щепы, а на пиломатериалы цены постоянно снижаются. В дополнение, что на состояние лесной промышленности негативно сказываются «непростая экономическая ситуация, за которой стоят сложности с экспортом, проблемы в строительной отрасли, снижение спроса, рост логистических тарифов, снижение операционной эффективности активов». «Смягчение денежно-кредитной политики может дать импульс к восстановлению предприятий отрасли», — указали там.
В сентябре прошлого года, что в январе-июле 2024 российские лесопромышленники стали меньше вывозить древесину за рубеж. За полгода поставили за рубеж 13 миллионов кубометров пиломатериалов и круглого леса — на четыре процента меньше в годовом выражении. Более половины экспорта традиционно пришлось на, однако и туда продажи снижались. По словам представителя, снижение поставок в КНР объясняется сложностями с расчётами.
В Госдуме для разрешения кризиса призвали к мобилизационной экономике
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, комментируя кризис отрасли, «Лента.ру», что российская экономика до сих пор ориентирована на экспорт, но остается за железным занавесом, тогда как внутреннему рынку такой объем не нужен.
«Для того чтобы наша экономика работала, нужно увеличить количество потребителей. Иначе себестоимость продукции только растет, оттого что производить надо меньше, а количество работников держать то же самое», — отметил депутат. Кроме того, на фоне низких продаж предприятия не могут взять и заемные деньги в банке из-за высокой ключевой ставки.
В этой ситуации Арефьев призвал вводить мобилизационную экономику, которая подразумевает под собой то, что все предприятия, независимо от формы собственности, должны подчиняться правительству и выполнять госзаказ. «Убыточное это предприятие или нет — в любом случае правительство должно оплачивать все затраты и нести ответственность за работу предприятия. Но у нас никто не хочет вводить мобилизационную экономику. А этот самотек, который идет сейчас, приведет к тому, что все предприятия закроются. Мы просто теряем свою собственную промышленность. Нужен контроль. Нужно регулирование», — подсчитал парламентарий.