Осенью 2021 года значительное количество контейнеров было оставлено без присмотра в порту Феликстоу в Сафолке, что в основном было вызвано недостатком водителей грузовиков. Эта ситуация привела к задержкам в крупнейшем контейнерном порту Великобритании, вызывая опасения, что жизненно важные товары, включая игрушки и косметические изделия, не доставят потребителям до Рождества.
Тем не менее, цепочка поставок быстро адаптировалась. Судоходные компании перенаправили свои суда в альтернативные порты, такие как Вилельмсхафен в Германии, а затем использовали более мелкие корабли для транспортировки грузов в разные порты Великобритании, обеспечив тем самым своевременное прибытие товаров к праздникам.
Этот инцидент, вкупе с увеличением расходов на товары в период пандемии, блокировкой Суэцкого канала судном Ever Given и недавними атаками хуситов в Красном море, подчеркнул хрупкость глобальных судоходных сетей.
Обмен товаром на глобальном уровне ведется с 1990-х годов, во многом благодаря бесперебойным цепочкам поставок. Примерно 80% глобально торгуемых товаров транспортируется контейнерными судами. Тем не менее, тенденция к глобализации в последнее время замедлилась.
Различные шоки в международной торговле заставили компании переосмыслить риски, связанные с географически распределёнными цепочками поставок и зависимостью от практики «точно в срок» в производстве.
Страны и корпорации все больше сосредотачиваются на внутренних источниках. Компании выбирают локализованные цепочки поставок, чтобы уменьшить зависимость от стран, воспринимаемых как имеющие политические или военные риски, и изменяют стратегии управления запасами, чтобы поддерживать достаточные уровни запасов в периоды пикового спроса.
Пандемия нанесла серьезный удар по глобальным цепочкам поставок, когда регулярные закрытия портов для контроля вспышек вируса и блокировка Суэцкого канала судном Ever Given в 2021 году вызвали резкий рост цен на фрахт.
Кроме того, недавние конфликты на Ближнем Востоке повысили риски безопасного прохода через Красное море, заставляя суда обойти мыс Доброй Надежды, что значительно увеличивает время доставки.
Забастовки рабочих также нарушили логистику. Недавно почти 9,300 железнодорожников в Канаде временно были отключены от работы после неудачных переговоров между Канадской национальной железной дорогой, Канадской Тихоокеанской железной дорогой и профсоюзом Teamsters.
Согласно данным компании Project44, отслеживающей глобальные тенденции в судоходстве, время доставки контейнеров, перемещающихся из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу и на Восточное побережье США, возросло примерно на десять дней с начала атак хуситов в начале 2023 года.
В ответ на усиливающееся давление на глобальную судоходную систему, ритейлеры корректируют свои сроки закупки товаров.
Питер Джеймсон, управляющий директор Boston Consulting Group, отметил значительный переход к превентивному накоплению запасов, так как компании учатся на предыдущих сбоях, приводивших к задержкам и нехватке, особенно в периоды высокого спроса.
Джеймсон далее объяснил, что бизнес должен действовать проактивно для поддержания своих запасов. В нынешней волатильной среде отсутствие планирования и раннего обеспечения запасами может привести к нехватке продуктов, особенно с приближением праздничного сезона.
Этот рост ранних закупок со стороны ритейлеров может иронично создать те дефициты, которые они стремятся предотвратить.
Генеральный директор второй по величине контейнерной судоходной компании недавно предостерег, что повышенный спрос на праздничный период может привести к дальнейшим задержкам и перегрузкам в глобальных цепочках поставок.
Винсент Клерк, генеральный директор AP Moller-Maersk, отметил, что текущая ситуация может ухудшиться из-за чрезмерных заказов, что приведет к эффекту «бульдозера», известному как эффект волчка.
Пол Хейз, генеральный директор Seasalt, бренда одежды, работающего в Великобритании и США, указал, что его компания заранее заказала запасы для Рождества, чтобы лучше удовлетворять ожидания клиентов, особенно учитывая задержки, вызванные недавними напряжённостями в Красном море.
Он заявил, что Seasalt поддерживает рекордные уровни запасов в своих распределительных центрах, готовясь к пиковому сезону покупок.
Продолжающаяся политическая нестабильность в Бангладеш, важном центре текстильной промышленности, также повлияла на цепочки поставок одежды. Хейз отметил, что наличие увеличенных запасов помогает защитить бизнес от потенциальных перебоев, вызванных этими событиями.
По словам генерального директора одного из ведущих модных ритейлеров Великобритании, текущая судоходная обстановка более непредсказуема, чем когда-либо.
«Широкие сбои привели к значительным задержкам в наших сроках поставки, а также к растущей неопределенности относительно того, достигнут ли грузы своих назначенных пунктов», — объяснили они.
Задержки в двух самых загруженных водных путях, Панамском и Суэцком каналах, произошли в последние годы. Панамский канал столкнулся с условиями засухи, что привело к необычно низкому уровню воды, продемонстрировав вызовы, создаваемые изменением климата для глобальной судоходной отрасли. Тем временем Суэцкий канал испытывал снижение использования из-за воздействия атак хуситов.
Эти события подчеркивают риски, связанные с зависимостью от небольшого числа ключевых транзитных маршрутов.
Дженна Слэйгл, старший аналитик данных в Project44, добавила: «Хотя ключевые каналы обеспечивают значительную экономию времени, перевозчики все еще могут адаптироваться и обеспечивать доставки, хотя и с более длительными сроками транспортировки».
В последние годы наблюдается рост протекционистских торговых политик, часто нацеленных на Китай. США ввели значительные тарифы на китайские электромобили, и ожидается, что Европейский Союз последует с менее строгими мерами, что приведет к ответным действиям со стороны Пекина.
Несмотря на снижение рейтингов на предстоящих выборах президента США, бывший президент Дональд Трамп выступает за усиление протекционизма в торговой стратегии. На недавнем митинге он призывал к введению тарифов в размере 10-20 процентов на страны, которые, по его словам, были несправедливы к США.
Хотя защитные тарифы могут поддержать уязвимые отрасли и создать буфер для новых технологий, они также могут увеличить цены на товары, что может привести к сокращению общего объема торговли. Судоходные компании могут ответить на повышенные налоги, увеличивая операции в более благоприятных странах.
Саймон Хини, старший менеджер по исследованиям контейнерных перевозок в Drewry, подчеркнул, что исторические тарифы не имели значительного воздействия на контейнерную торговлю, но перенаправили ее в регионы с меньшими барьерами для торговли, такие как Вьетнам.
В настоящее время давление на цепочки поставок не достигло тех же крайностей, что и в период пандемии, когда интенсивные локдауны вызвали рост покупок товаров. Тарифы на фрахт остаются значительно ниже пиковых значений, наблюдавшихся в 2021 году.
Тем не менее, увеличение числа сбоев за короткий промежуток времени изменило способы работы компаний.
Изменения, такие как близкое производство, скептицизм в отношении модели поставок «точно в срок» и возрождение изоляционистских торговых практик могут кардинально изменить международный ландшафт судоходства в будущем.