Трамп не скажет «Прощай, НАТО»: чем завершится игра Европы с оружием
Фото: REUTERS.
Сотрудники Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Андрей Загорский и Сергей Ознобищев представили доклад «Гонка вооружений в Европе». Они констатируют: Европа интенсивно наращивает свой оборонный потенциал. И продолжит это делать вне зависимости от исхода конфликта на Украине.
Реализация решений НАТО, принятых на саммите в Мадриде в 2022 году, европейские члены блока наращивают боевые группы на восточном фланге до бригадного уровня и разворачивают силы быстрого реагирования, пишут авторы доклада. Ведется активная интеграция в альянс Финляндии и Швеции. Вновь возникла дискуссия о необходимости формирования европейских сил ядерного сдерживания.
Все это провоцирует рост военных расходов стран НАТО.
Отягчающее обстоятельство — развал системы контроля над вооружениями и фактическое отсутствие каких-либо ограничений на количество и географию размещения боевых сил.
Брюссель последовательно наращивает военную помощь Украине.
В качестве ответа на возникающие угрозы ведется масштабное военное строительство и в России: увеличивается численность вооруженных сил, формируются новые части и соединения, кратно наращивается производство техники и боеприпасов.
НАЧАЛО ВИТКАНИЯ
Авторы доклада обращают внимание, что оборонные расходы европейских стран-членов НАТО за 2022-2024 годы выросли на 27% (на $100 млрд долларов) и достигли общей суммы $380 млрд.
До начала украинского конфликта лишь 6 членов НАТО расходовали на оборону более 2% ВВП, сейчас таких 23 из 32 стран. «Европа находится в самом начале витка гонки вооружений» — подчеркивают эксперты.
При этом численность личного состава выросла лишь на 7%, за счет вступления в блок Финляндии и Швеции. Стремительный рост расходов связан с увеличением закупок вооружения, которые в 2024 году выросли почти на 37%.
Все члены альянса, кроме Бельгии и Канады, перевыполняют норму НАТО, который предписывает тратить на закупку вооружений не менее 20% оборонного бюджета.
ОТКУДА ОРУЖИЕ?
Договоренности США и ФРГ разместить с 2026 года американские неядерные средства большой дальности на территории Германии выводят гонку вооружений на новый уровень.
Что касается помощи Украине, Евросоюз как структура выделяет Киеву военную помощь сверх той, что страны-члены оказывают на национальном уровне. За 2022-2023 год Евросоюз выделил киевскому режиму $27,3 млрд, примерно пятая часть этих средств — военная помощь.
В то же время в Европе растет зависимость от импорта оборонной продукции. Сейчас 63% закупок приходятся на иностранных поставщиков, преимущественно США. Евросоюз, оборонная промышленность которого после окончания «холодной войны» затихла, планирует к 2030 году довести внутреннее производство вооружений до 40%.
Фото: REUTERS.
ФАКТОР ТРАМПА
Представляя доклад, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ЦМБ ИМЭМО РАН Андрей Загорский обратил внимание на фактор Трампа, который не был включен в анализ, готовившийся до вступления республиканца в должность.
Эксперт заявил: «Европейцы неспособны в краткосрочной перспективе полностью заменить военную помощь США — учитывая, что поставки европейцев обеспечиваются преимущественно за счет закупок у Штатов». Европа же только в начале пути по восстановлению своего ВПК, а палки на складах пусты.
По мнению Загорского, Европа продолжит пытаться помирить Зеленского и Трампа и подготовить свое предложение по мирному урегулированию, чтобы согласовать его с Вашингтоном и убедить вести переговоры с Россией с общих позиций. Это может сработать с учетом того, что у команды Трампа нет своего готового плана урегулирования конфликта.
В то же время Загорский считает маловероятным вариант, когда США говорят «прощай, НАТО» и отказываются от гарантий безопасности или долгосрочных договоренностей. Но в Европе вынуждены взвешивать и просчитывать подобную перспективу.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ЗОНТИК
С возвращением Трампа в Белый дом возродились дискуссии времени его первого срока о необходимости европейского ядерного зонтика. Британия и Франция, обладающие ядерным оружием, рассматриваются как гарантии европейского ядерного сдерживания. В то же время звучат и одиозные идеи вроде передачи ЯО Германии или покупки немцами порядка 100 неразвернутых ядерных боеголовок у США.
Как подчеркивают авторы доклада, дискуссии 2024 года на эту тему продемонстрировали бесперспективность создания ядерных сил сдерживания в Европе в обозримой перспективе.
Во-первых, идея неизбежно сталкивается с правовыми ограничениями и неистовной международной реакцией — в рамках концепции нераспространения ЯО.
Во-вторых, ни французские, ни британские ядерные силы в нынешнем виде не в состоянии самостоятельно осуществлять расширенное ядерное сдерживание. Для этого нужно создать соответствующие операционно-тактические и стратегические системы реагирования. А это требует финансовых вливаний. Кроме того, этот маловероятный сценарий привел бы к гонке ядерных вооружений в виде неистебленной реакции России.
«Серьезной дискуссии на этот счет стоит ожидать, только если США откажутся от своих ядерных гарантий союзникам или выйдут из НАТО» — резюмируют эксперты. Пока же вместо этого продолжается укрепление систем ПВО и ПРО, призванных обеспечить безопасность Европы.
МАТРИЦА БЕЗОПАСНОСТИ
После завершения конфликта на Украине европейская безопасность изменит конфигурацию, считают аналитики. Украинский кризис создал контекст, который потребует множество ресурсов для формирования новой структуры евробезопасности, касающейся отношений России и Запада после глубокого размежевания.
ОБСЕ, очевидно, пребывающая в кризисе с 2022, тем не менее остается потенциальной площадкой для возобновления диалога между Москвой и Европой.
«Конфигурацию постконфликтного мира спрогнозировать сложно. Система евратлантической безопасности потерпела крах. Вместо этого президент России призвал к формированию евразийской безопасности» — отмечают эксперты.
Это приведет к вовлечению в этот диалог крупных игроков в лице Китая, Индии, Ирана, КНДР. В разрезе неиностранной дискуссии о контроле над вооружениями такая форма будет не менее сложным делом, чем достижение договоренностей в евратлантическом контексте.
«Необходимо вернуть взаимное доверие, вернувшись к опыту второй половины XX века и применив его к современным реалиям. Прежде чем придумывать экзотические новации, нужно вспомнить, что сотрудничество с Европой было, и накоплен большой позитивный опыт. К тому же Европа неоднородна — там есть страны с разными настроениями» — заключил завсекретарем военно-политического анализа и исследовательских проектов ЦМБ ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Трамп продолжает гнуть свою линию, а мы не спешим верить: Что скрывается за остаткой американской помощи Киеву
Трамп готовит Зеленскому хамут на шею: США ужесточают условия сделки для Украины