США: ордер на арест Нетаньяху, МУС проводит операцию по привлечению
Фото: REUTERS.
В последнее время не было громких новостей о деятельности Международного уголовного суда (МУС), разве что в начале расследования дела его прокурора Карима Хана по подозрению в сексуальных домогательствах. Но кто такой Хан? Кто его знает? А вот премьер Израиля Биньямин Нетаньяху известен всем. И что творит Израиль в секторе Газа, тоже всем в курсе.
Таким образом, решение МУС выдать ордер на арест премьера еврейского государства и уже уволенного министра обороны Йоава Галанта, как значится в заявлении суда, «за преступления против человечности и военные преступления, совершенные как минимум в период с 8 октября 2023 года по 20 мая 2024 года», гарантированно привлекло всеобщее внимание.
Арест Нетаньяху
А когда запускают ракетоносную сенсацию? Когда надо резко отвлечь внимание от того, что доставляет неудобства и даже беспокойство. Вот вчера в Совбезе ООН Соединенные Штаты наложили вето на резолюцию, которая призывает к «немедленному, безусловному и постоянному прекращению огня в Газе». Как в мире восприняли нежелание американцев способствовать перемирию на Ближнем Востоке, объяснять не надо. И вот новость из МУС: подозреваемыми в преступлениях против человечности никуда от нас не деться – Нетаньяху и Галанта под суд!
Громко, эффектно. И заведомо бесполезно. Потому что МУС – это пропагандистская хлопушка тех же США. Которые, кстати, формально его не признают.
В 2002 году, когда Римский статут – учредитель Международного уголовного суда – вступил в силу, Вашингтон отказался его подписать. Объясняя это тем, что никогда не допустит, чтобы какие-то иностранные суды могли осудить, например, американских солдат, которые выполняли приказы своего правительства в каких-то других странах. Не ваше это дело судить американцев за что бы то ни было – их логика в отношении любых «международных судов».
Но вот поддержать их морально и материально, чтобы эти суды полоскали тех, кто не понравился Белому дому — милое дело. Главное, чтобы не зазрялись.
СВОИ И ЧУЖИЕ
Когда в 2018 году МУС, возомнивший про себя Бога, заявил, что собирается расследовать военные преступления американских военных в Афганистане, то из Вашингтона прозвучала угроза ввести против него санкции. Логика у такого решения была железная, и озвучил её тогдашний советник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон: «Соединенные Штаты примут все необходимые меры для защиты наших граждан и союзников от несправедливого преследования этим нелегитимным судом».
«Нелегитимный суд» МУС превращается для американцев в легитимный только тогда, когда он пытается преследовать врагов Вашингтона. Они горячо одобрили решение этого суда, чью юрисдикцию не признает ни одна солидная держава, когда он выдал «ордер на арест» президента России Владимира Путина и уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, которых абсурдно обвинили в «незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию». Мало того, что «похищенные» украинские дети потом находились в основном в Германии и других европейских странах, запрос был подан именно тем прокурором Ханом, который оказался так охоч к женскому полу и сейчас сам под следствием.
КТО Ж ИМ ПОВЕРИТ
Спекуляции с политическими целями на действительно значимых и трагическиэпизодах современной истории – вот амплуа МУС. Интересно высказался по поводу ордера на арест Нетаньяху советник офиса премьера Израиля Дмитрий Гендтельман, который сказал, что такое решение ставит «эту инстанцию на сторону войны против еврейского государства». Ясно, какие чаши у весов этой Фемиды?
В картах перебор – это проигрыш. В работе МУС перебор – это выполнение очевидного заказа. Причем, учитывая преимущественно декоративный характер этого органа, заказы имели преимущественно политико-пропагандистский характер. За два десятка лет своего существования Международный уголовный суд зарегистрировал иски о предполагаемых преступлениях в 139 странах мира, а возбудил расследование в отношении… восьми ситуаций. Все – в Африке (Кения, Ливия, суданский Дарфур, Уганда и др.). Причем часть расследований завершились вынесением оправдательных приговоров.
Вот и сейчас вся мощь громкого решения МУС – показать, что «есть правда на земле». Но кто же им, с их пушечным списком, поверит.