Спрос на один вид машин в России сократился
По итогам июля 2025 года объём продаж новых автобусов в России снизился на 43 процента по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 868 единиц. Снижение спроса на этот вид транспортных средств в стране зафиксировано согласно данным собственных исследований компании «Автостат».
Лидером по реализации на внутреннем рынке за указанный период оказался отечественный производитель PAZ. В середине лета этому производителю удалось продать в РФ 373 новых автобуса. На втором месте с отставанием оказался китайский Yutong с результатом в 143 единицы, а замкнул тройку лидеров российский Volgabus, реализовавший 67 штук.
В топ-5 также вошли два других отечественных бренда. Концерн NEFAZ занял четвёртую строчку с показателем в 57 единиц, в то время как KAVZ занял пятую позицию, реализовав 41 новый автобус. Самыми востребованными моделями у российских покупателей стали PAZ 3205 (147 штук), PAZ 3204 (118) и PAZ 4234 (94). Yutong ZK6128H и NEFAZ 5299 расположились на четвёртом и пятом местах с результатами в 57 и 41 единицу соответственно.
Кризисная ситуация с продажами фиксируется не только в сегменте автобусов, но и в других ключевых сегментах российского автопрома. По данным Минпромторга, в январе-июле 2025 года реализация новых легковых автомобилей прояснилась на 24 процента, легких коммерческих — на 19 процентов. Наибольшее падение за отчётный период продемонстрировали продажи грузовиков, которые сократились за первые семь месяцев на 55 процентов.
Эксперты связывают резкое падение спроса на новые транспортные средства в России с рядом факторов. К числу основных причин аналитики относят негативные последствия жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) Центробанка, регулярное повышение утилизационного сбора и общее удорожание авто в стране. Ситуацию вряд ли удастся исправить до конца года, так как рыночные ставки по автозаймам все еще остаются запредельными для россиян. По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, оживить российский авторынок можно только при ключевой ставке ниже 10 процентов годовых. Однако предпосылок для столь резкого снижения ДКП регулятора в среднесрочной перспективе не предвидится.