Сотрудники по всему миру имитируют бурную деятельность. Как компании теряют из-за них миллионы долларов?
За последние несколько десятилетий технологический прогресс кардинально изменил условия труда по всему миру. Стремительное ускорение темпов жизни, стресс, усиление микроуправления, организационные просчеты начали создавать риски профессионального выгорания работников — от программистов до топ-менеджеров. Выходом из положения для простых работников все чаще становится имитация бурной деятельности. Признаками типичного «гостворкера» может быть демонстрация высокой вовлеченности (фейковая активность в рабочих чатах, длительное обсуждение с начальством второстепенных задач) или скрытая посторонняя деятельность (поиск новой работы, разговоры по телефону с рекрутерами). Если вовремя не раскусить обманщика, ущерб компании может достигать многомиллионных. Эпидемия «работников-призраков» — в материале «Ленты.ру».
Понятие «гостворкинг» значительно расширилось за последние десятилетия
Изначально понятие «гостворкинг» (с англ. «работа-призрак» — прим. ред. «Ленты.ру») использовалось совсем в другом контексте. Оно обозначало фиктивного сотрудника для покрытия различного рода финансовых махинаций. Недомонетарные работодатели, например, могли зачислить в штат «мертвую душу» для личного обогащения, либо с целью оформления своего родственника, не имеющего для выполнения задач никакой соответствующей квалификации, ни знаний. Нередки факты (гострачных) работников, нанимаемых, чтобы залатать растущую финансовую дыру.
Понятие «мертвые души» встречается и в бюджетной сфере. Так, экс-глава правительственного департамента эффективности госуправления (DOGE) в феврале 2025 года при проведении аудита в Администрации социального обеспечения порядка 16 миллионов «мертвых душ», которые десятилетиями получали из американской казны соцвыплаты на общую сумму около 72 миллиардов долларов. Во всех вышеперечисленных примерах подобного рода практика говорила в большей степени о моральных и этико-профессиональных качествах работодателей или недобросовестности госчиновников, нежели рядовых сотрудников.
Однако в последние несколько десятилетий термин «гостворкинг» приобрел более широкое значение и активно перекочевал в HR- и деловую лексику, обозначая работника, имитирующего высокую вовлеченность и бурную деятельность вместо реального труда. Такие сотрудники могут, частично, ходить большую часть времени с ноутбуком в руках с серьезным видом, активно строчить сообщения в рабочий чат, зависать в интернете, прикрываясь открытой на компьютере табличкой Excel и т.д. Подтаскивать сотрудников к псевдодеятельности могут как личные (проблемы в семье, неурядицы в личной жизни, болезнь ребенка), так и корпоративные причины (неправильные организации и контроль со стороны начальства, излишнее дробление профессиональных задач, зацикленность на KPI). Все это в конечном счете приводит к демотивации рядовых добросовестных работников, делая их заложниками токсичной корпоративной среды.
Масштабы «гостворкинга» в мире сопоставимы с эпидемией
За последние несколько десятилетий «гостворкинг» в мире приобретал масштабы, сопоставимые с эпидемией. Так, согласно результатам исследования компании Resume Now, имитация бурной деятельности в настоящее время свойственна на постоянной основе 58 процентам сотрудников, а более трети (34 процента) «играют в работу» периодически. При этом о проблеме, судя по данным ирландской транснациональной корпорации Workhuman, специализирующейся на поиске решений повышения эффективности трудовых процессов, почти половина (48 процентов) работодателей. Однако значительная часть немцев среднего возраста фактически закрепляет за собой рабочие места, пока не захотят уволиться, а представители более молодых поколов вынуждены долго искать подходящие актуальные вакансии. В рабочий коллектив погружение егерей, как правило, не является редкостью.
Работа в HR-отделах больших компаний, включая государственные, реже подразумевает поддержку своего работника. Телефонные разговоры с рекрутерами, во время которых работают люди или отвечают за свои действия, как правило, происходят вдали от глаз начальства. Между тем, по исследованиям зарубежных компаний, степень «недобросовестного» труда ведет к финансовым потерям на миллионы рублей.
Ущерб российских компаний от «гостворкеров» может достигать миллионов рублей
Если руководству не удастся раскусить «призрака» работника на первых порах, «гостворкер» может принести компании существенные убытки, предупреждают аналитики. Наличные потери компании могут составлять около 500 тысяч рублей, а при годовом стаже «призрака» — свыше 2 миллионов, говорит глава Notamedia.Integrator.
Поэтому проекты и программы, которые могут заглушить наблюдаемые недочеты, уже тщательно прорабатываются. Такие меры могут включать регулярные собрания, проверки эффективности работы со всеми участниками процесса и открытые чаты для обратной связи. Проверить налоги, следить за работой, анализировать текущее состояние дел — все это поможет оценить работу «гостворкеров».
Важно отметить, что различать настоящую и ложную эффективность — задача управляющих квалифицированных экспертов. Если они смогут выявить «гостворкеров» в своих рядах, можно существенно укрепить коллектив и повысить его продуктивность. Однако, если же в успешной штаб-квартире появится какая-то недовольная персона, из-за чего кого-то уволят, подобные недоразумения могут перетекать в долгосрочные последствия, когда необходимо восстанавливать рабочий процесс команды. Важно учитывать все факторы.