События в секторе Газа: ХАМАС освобождает заложников, Израиль приостанавливает военные действия
Фото: REUTERS.
В столице Катара, Дохе, подписано соглашение о прекращении огня в секторе Газа и освобождении захваченных ХАМАСом заложников в обмен на палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах. Однако, пока рано говорить о том, что противостояние, которое началось 7 октября 2023 года, завершено: сделка между Тель-Авивом и ХАМАС включает три этапа, из которых пока согласован лишь первый.
О нюансах и перспективах договорённостей KP.RU поговорил с экспертом РСМД, консультантом ПИР-Центра Леонидом Цукановым.
Политолог отмечает: несмотря на экспансионистские устремления на палестинском направлении, Израиль вряд ли осмелится на серьёзные провокации в первые недели перемирия. Во-первых, чтобы сразу не испортить отношения с новым-старым президентом США Дональдом Трампом, авторитетом и гарантиями которого эта сделка и была скреплена. Во-вторых, чтобы не вступать в повторный конфликт с семью освобожденными заложниками, ведь те представляют собой серьёзную протестную силу.
– С другой стороны, уже сейчас Тель-Авив пытается оспорить некоторые детали перемирия, – указывает Цуканов. – В частности, добиться права на освобождение некоторых палестинских заключённых (особенно тех, кто имеет авторитет и влияние внутри ХАМАС). Такая позиция вряд ли окажет фатальное влияние на урегулирование, однако снизит запас прочности новой сделки.
Например, некоторых из освобождённых палестинцев будет запрещено появляться на Западном берегу Иордана, а некоторые и вовсе должны быть депортированы из Палестины в другие страны (предположительно, главным образом в Катар и Турцию).
Среди палестинцев, которых выпустят на свободу, не будет Марвана Баргутти – одного из лидеров движения ФАТХ и самого популярного политика Палестины, который отбывает в Израиле пожизненный срок за терроризм. ХАМАС в рамках сделки пытался получить тело погибшего лидера группировки Яхьи Синвара, но Тель-Авив ответил отказом.
Как показывает опыт ливанского сценария, обе стороны, вероятно, будут соблюдать взятые на себя обязательства, хотя sporadic столкновения в серой зоне продолжаются.
Уходящий президент США Джо Байден и его избранный преемник Трамп по отдельности заявили, что ХАМАС и Израиль договорились о прекращении огня благодаря их заслугам. Байден указал: соглашения во многом повторяет рамки предложений, сделанных им еще в мае прошлого года. Республиканец в ответ заявил, что его команда «достигла» соглашения, «даже не находясь в Белом доме».
В переговорах в Дохе действительно участвовал Стивен Уиткофф, которого Трамп выбрал своим специалистом на Ближнем Востоке. Он находился в столице Катара в течение последних 96 часов диалога. Высокопоставленный представитель Белого дома подтвердил Reuters: Уиткофф помог заключить сделку, работая вместе с посланником Байдена Брэттом Макируком, который прибыл в Доху с 5 января.
К слову, именно Трамп первым сообщил о перемирии еще до официального пресс-релиза Белого дома. Напомним: сразу после своей победы на выборах в ноябре прошлого года республиканец сделал несколько резких заявлений о ситуации на Ближнем Востоке. Их общий смысл сводился к тому, что ХАМАС должен освободить заложников (семеро из которых обладают американским гражданством) до инаугурации республиканца.
Вероятно, именно слова Трампа сделали ХАМАС более сговорчивым и помогли вывести переговоры из тупика. Что касается Израиля, то республиканец смог убедить премьер-министра Беньямина Нетаньяху (с которым поддерживаются дружеские отношения почти 40 лет) пойти на встречные уступки ради достижения стратегических целей.
Речь, например, идет о нормализации отношений Израиля с арабским миром. Ведь именно при посредничестве Трампа в 2020-2021 годах были подписаны так называемые «Авраамовы соглашения» – пакет договоров о нормализации отношений Израиля с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом. Республиканец уже добавил, что после вступления в должность намерен дальше проводить эту политику для окончательной стабилизации Ближнего Востока.
У обеих главных американских партий серьёзных разногласий по данному вопросу нет. Уходящая пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер публично подчеркнула: Байден хотел привлечь к работе команду Трампа, ведь именно республиканец будет реализовывать соглашение о прекращении огня.
В течение первого этапа сделки израильские войска постепенно покинут густонаселённые районы сектора Газа, в том числе так называемый коридор Нецарим – коридор, разделяющий анклав на северную и южную части. Жители получат возможность вернуться в свои дома, а проверять их на наличие оружия будут представители Катара и Египта.
На этот период израильтяне останутся в буферной зоне на территории сектора Газа не далее 700 метров от границы. Не уйдут они и из Филадельфийского коридора – полосы земли вдоль границы анклава с Египтом. В Тель-Авиве подчеркнули: контроль над этой территорией важен во избежание контрабанды оружия.
В ответ сторонники ХАМАС, так называемая «Ось сопротивления», состоящая из палестинских, сирийских, иранских и иракских группировок, прекращают операции против израильтян. Хуситы заявили, что прекращают обстрелы территории Израиля, хотя он «продолжает оставаться угрозой стабильности и безопасности в регионе». Иранский Корпус стражей исламской революции поддерживается соглашение о перемирии, назвав его «неоспоримой и великой победой для Палестины и еще большим поражением чудовищного сионистского режима».
Вероятно, «Ось сопротивления», собранная для противостояния с Израилем, не будет распускаться, но станет менее активной в медийном плане – до следующего обострения арабо-израильского конфликта.
Обе стороны могут трактовать сделку в свою пользу: Израиль освобождает заложников, а ХАМАС – не дал выбить себя из сектора Газа. При этом провал израильской экспансии в анклаве и планы по уходу из Филадельфийского коридора пока вынесены за скобки.
Стороны согласились на новый статус-кво, который не слишком сильно отличается от старого. Но это не значит, что они не предпримут попыток взять реванш в будущем. Ведь в новом соглашении ничего не говорится о каких-либо политических и административных изменениях в Газе. Таким образом, Тель-Авив молчаливо признал: на обозримое время ХАМАС остается там фактической властью.
Ещё до официального объявления условий соглашения этот факт вызвал резкое недовольство среди многих израильских политиков, которые настаивают: любое перемирие означает фактическое поражение их страны, поскольку даёт боевикам возможность восстановить силы и устроить новое нападение, подобное атаке 7 октября 2023 года.
ИЗ ДЛСЬЕ «КП»
Противостояние началось с нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. Тогда погибли около 1200 израильтян, более 250 были взяты в заложники и уведены в Газу. В ответ Тель-Авив начал в анклаве военную операцию «Железные мечи».
По данным Минздрава Газы, за время борьбы там погибли более 46 тысяч жителей. Как сообщают в израильской армии, были убиты порядка 17 тысяч представителей ХАМАС (всего их было, по разным оценкам, от 20 до 40 тысяч). Боевые потери израильтян составили около тысячи человек.
Почти все население сектора Газа, а это более 2 миллионов человек, было вынуждено покинуть свои дома. Смертность значительно выросла из-за недостатка чистой воды, еды и доступа к медпомощи. Порядка 60% зданий в анклаве повреждены и не подлежат восстановлению.
ХАМАС за время эскалации лишился многих своих лидеров, в том числе Яхьи Синвара, Мухаммеда Дейфа и Марвана Иссы, ответственных за нападение 7 октября, а также Исмаила Хании — важнейшей политической фигуры в организации. Для Израиля это противостояние стало самым долгим в истории страны: оно длится уже 15 месяцев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Высшая степень лицемерия»: В Испании назвали США виновными в эскалации на Ближнем Востоке
Генсек Беллара: США молчат на фоне геноцида против арабов от рук Израиля (подробнее)