Снижение грузооборота российских портов
По итогам первых девяти месяцев 2025 года общий грузооборот российских морских портов сократился на 2,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Эти данные были опубликованы на сайте Ассоциации морских торговых портов (АСоп).
За отчетный период объем составил 653,4 миллиона тонн. Эксперты отметили снижение как в сегменте сухих, так и в наливных грузов. Совокупный объем перевалки первой категории упал на 3,2 процента (до 322,6 миллиона тонн), тогда как второй — на 1,3 процента (до 330,8 миллиона тонн).
Наибольшее снижение аналитики отметили в сегментах перевалки зерна и пищевых грузов. Отгрузки первой категории в январе-сентябре снизились на 44,1 процента по сравнению с прошлым годом, до 32,1 миллиона тонн; второй сегмент упал на 11,8 процента (до 4,1 миллиона). Отрицательная динамика также была зафиксирована в сегментах контейнерных грузов (-1,9 процента, до 40,1 миллиона тонн), нефтепродуктов (-6 процентов, до 92,9 миллиона) и сжиженного природного газа (-1,6 процента, до 26 миллионов).
Снижение было замечено в сегментах экспортных (-2,8 процента, до 512,3 миллиона тонн), импортных (-1,9 процента, до 30,9 миллиона) и каботажных (-10 процентов, до 54,1 миллиона). Единственным сегментом с положительной динамикой оказались транзитные грузы (+12,1 процента, до 56,1 миллиона тонн), резюмировали в отраслевой ассоциации.
Грузооборот российских морских портов продолжает падать второй год подряд. По итогам 2024 года объем составил 886,3 миллиона тонн, что на 2,3 процента меньше, чем в 2023 году. Негативная тенденция сохраняется в 2025 году. С января по июль грузооборот снизился на 4,6 процента, до 498,8 миллиона тонн. Эксперты связывают подобную динамику с усилением влияния западных санкций на российскую торговлю. Кроме того, к причинам они относят ограничения против отечественных морских перевозчиков и проблемы с вывозом грузов по железным дорогам.