Снижение грузооборота российских морских портов
По итогам первых четырех месяцев 2025 года объем грузооборота российских морских портов упал на 5,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составил 280,7 миллиона тонн. Эти данные были опубликованы на сайте Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
За отчетный период объем перевалки сухогрузов сократился на шесть процентов, составив 133,7 миллиона тонн. Аналогичная динамика наблюдается и в категории наливных грузов (перевозятся без тары, в цистернах, танк-контейнерах или наливных судах и представляют собой жидкости или газообразные вещества). В январе-апреле перевалка последних снизилась на 4,7 процента и составила 146,9 миллиона тонн.
Основную часть перевалки составили экспортные грузы, на их долю пришлось 221,3 миллиона тонн. За первые четыре месяца этого года объемы упали на 5,4 процента, каботажные (перевозятся между двумя пунктами в пределах страны) грузы — на 17,5 процента (до 21,5 миллиона тонн). Отгрузка импортной продукции за отчетный период, в свою очередь, увеличилась на 2,4 процента, составив 13,7 миллиона тонн, а транзитных — на 3,9 процента (до 24,2 миллиона тонн).
Грузооборот российских морских портов продолжает падать и в 2024 году. По итогам 2024 года показатель снизился на 2,3 процента в годовом исчислении и достиг 886,3 миллиона тонн. За отчетный период объемы отгрузки как сухих, так и наливных грузов. Перевалка первых снизилась на 1,9 процента, а вторых — на 2,6 процента. Основными причинами подобной динамики является инфляция, превышающая прогнозы Центробанка, действия западных санкций в отношении различных категорий экспортных товаров (включая ограничения против отечественных морских перевозчиков) и проблемы с вывозом грузов по железным дорогам.