Рост цен на перевозку нефти вследствие конфликта Израиля и Ирана
Цены на перевозку нефти через Ормузский пролив резко возросли из-за военных действий на Ближнем Востоке. Об этом сообщает британская газета Financial Times, ссылаясь на данные участников рынка.
К середине 2025 года расценки на перевозку сырья по этому маршруту на сверхкрупных танкерах увеличились более чем вдвое на фоне эскалации в регионе. Согласно сведениям аналитической компании Clarksons Research, стоимость фрахта транспортного средства, способного перевозить до двух миллионов баррелей, за последнее время увеличилась в 2,38 раза — с 19 998 до 47 609 долларов к 18 июня.
В целом международные фрахтовые ставки за последнюю неделю выросли на 12 процентов на фоне напряженной ситуации в Ближневосточном регионе, свидетельствуют данные индикатора Baltic Dirty Tanker Index. В то же время по отдельным направлениям тарифы увеличились примерно в 2,5 раза. Так, ставка на перевозку нефтепродуктов из стран Персидского залива за семь дней выросла с 21 тысячи до 51,9 тысячи долларов.
Резкий рост стоимости фрахта вызван в первую очередь опасениями участников рынка по поводу возможной блокировки Ираном важнейшего логистического маршрута. Через Ормузский пролив проходит до 30 процентов поставок сжиженного природного газа (СПГ) и до 20 процентов морского экспорта нефти и нефтепродуктов. Власти Ирана неоднократно предупреждали, что в случае дальнейшей эскалации в регионе могут ограничить судоходство.
Если произойдет последнее, то мировые цены на нефть могут вырасти до 120-130 долларов за баррель, сообщают эксперты. Однако некоторые анализаторы считают, что Иран вряд ли решится на радикальные шаги, так как значительная часть его нефтяного экспорта проходит через Ормузский пролив. При таком раскладе ближневосточная страна потеряет существенную часть поступлений в бюджет, что может разрушить социально-политическую обстановку в этом государстве.
Что касается России, то её нефтяной экспорт вряд ли пострадает даже в случае полноценной блокады Ормузского пролива. Вице-премьер также отметил, что у страны есть сеть альтернативных маршрутов для поставок сырья.