Россияне выразили недовольство навязыванием дополнительных услуг при оформлении ипотеки
Граждане России выступают с жалобами на навязывание дополнительных услуг при получении ипотечных кредитов. Об этом сообщается в материалах рейтинга, подготовленного изданием «Известия» на основании данных аналитики.
Банки зачастую требуют от клиентов приобретать целый пакет дополнительных продуктов, таких как страхование, подписки на онлайн-сервисы, защиту карт или полисы от потери работы. В случае отказа от этих услуг учреждения могут повысить процентную ставку по ипотеке. В некоторых случаях стоимость навязываемых услуг может достигать 30-50 тысяч рублей, несмотря на то что по закону обязательными могут быть только страхование жилья.
Согласно разъяснениям, страховать жизнь при оформлении ипотеки не является обязательным условием.
«Выдача кредита в зависимости от покупки страхования жизнью банками запрещена. Это распространяется на любые дополнительные платные услуги и товары, предлагаемые при кредитовании», — пояснили в регулирующих органах.
По информации пресс-службы Центробанка, согласно закону, заемщик имеет право выбирать страховую компанию, если она соответствует требованиям банка, и в этом случае кредитное учреждение должно снизить ставку по кредиту так же, как если бы клиент приобрел страховку у него самого. Жаловаться на нарушения можно в Банк России. Однако зачастую клиенты банков соглашаются на приобретение дополнительных услуг ради более низкой ставки. Это оказывается выгоднее, чем использование дополнительного процентного плана в ставке кредита.
Банки начали навязывать дополнительные услуги, включая страхование жизни, после того как в 2024-2025 годах заметно ухудшилось качество заемщиков и их платежеспособность, что привело к росту просрочек и дефолтов по кредитам. Такой подход позволяет банкам активнее отсекать рискованных заемщиков, оставляя только наиболее надежных. Кроме того, допы позволяют им увеличивать доход.
Россияне уже отмечают навязанное страхование по кредитным картам. Клиенты банков сталкиваются с автоматическим подключением полисов при заключении договора, из-за чего они могут оказаться с крупными списаниями вплоть до 10 тысяч рублей в месяц. В Центробанке сообщают, что случаи навязывания страхования не носят массового характера, но регулятор фиксирует отдельные нарушения и ведет с организациями индивидуальную работу.