Россия утратила статус главного рынка сбыта китайских автомобилей
По результатам первых двух месяцев 2025 года объем поставок китайских автомобилей на российский рынок сократился почти на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 57 592 единиц. К таким выводам пришло агентство Bloomberg, ссылаясь на данные Китайской ассоциации легковых автомобилей (CAAM).
В январе-феврале 2025 года Россия заняла второе место по объему импорта китайских автомобилей. За отчетный период экспорт китайских автомобилей составил 85 997 единиц, тогда как в Объединенные Арабские Эмираты было поставлено 71 418 единиц. Соответственно, Латинская Америка опередила Россию более чем на 28,4 тысячи автомобилей, а близлежащая страна — примерно на 13,8 тысяч единиц.
В пятерке лидеров по объему импорта китайских автомобилей также были страны, закупившие в январе-феврале порядка 48,5 тысячи единиц, и Саудовская Аравия с результатом в 43,4 тысячи автомобилей. На шестом месте оказалась (37,5 тысячи), на седьмом — (36,1 тысячи), на восьмом — (33,2 тысячи), на девятом — Филиппины (30,5 тысячи), а замкнула топ-10 (27,3 тысячи).
В начале 2025 года наблюдается резкое падение экспорта машин из КНР в Россию после ухода с российского рынка большинства западных производителей. С 2022 года доля машин из КНР в структуре продаж новых автомобилей стабильно росла и по итогам 2024 года достигла почти 60 процентов. Только с января по ноябрь в России было продано в общей сложности 848 тысяч новых китайских легковушек.
Однако в начале 2025 года намечалась противоположная динамика. В январе-феврале в РФ смогли продать только 91 тысячу машин из КНР, что в годовом выражении показало снижение на 17 процентов. Основными причинами подобной динамики эксперты называют регулярное повышение утильсбора, жесткую денежно-кредитную политику и высокие требования россиян к качеству аналогичных автомобилей.