Перспективы возвращения западных брендов в Россию
Западным компаниям, среди которых европейские и японские бренды, будет трудно вновь восстановить свои позиции на российском рынке из-за жестких условий, создаваемых местными торгующими концессиями. Об этом заявил глава Союза торговых центров (СТЦ), комментируя текущее положение дел.
Условия для возобновления их бизнес-деятельности будут существенно более сложными, чем в период их первоначального выхода на российский рынок, отметил он. Это обусловлено значительными трудностями, с которыми столкнулись российские ритейлеры после массового ухода западных брендов. Последние годы они начали работать «с уважением к традициям», чтобы занять пустующие места и развить на их базе собственные бизнес-инициативы, пояснил Шакиров.
Кроме того, он добавил, что сейчас в российских ТЦ осталось не так много свободных площадей, чтобы обеспечить массовое возвращение западных марок. Но даже если такие места в итоге найдутся, контрагентам могут понадобиться дополнительные гарантии от иностранных компаний. «ТЦ страхов будут ставить жесткие условия по договору и в том числе просить огромный обеспечительный депозит, чтобы застраховать свои риски на будущее», — подчеркнул Шакиров.
По словам партнера по торговому направлению BlackStone Keeping Company Ольги Ярулиной, в настоящее время в российских ТЦ занятыми порядка 12-15 процентов коммерческих площадей. Освободившиеся ниши после ухода западных брендов смогли занять отечественные, турецкие и азиатские марки. Однако последние пока не могут похвастаться серьезным спросом со стороны покупателей. На этом фоне посещаемость российских ТЦ стабильно падает в последние несколько лет. С 2020 года показатель упал на 25 процентов, а с начала 2025 года трафик упал на 4,2 процента.