Оценка текущей ситуации в энергетике Европы
Современная ситуация на европейском энергетическом рынке характеризуется своей сложностью, что связано в том числе с резким сокращением поставок энергетических ресурсов из России. Об этом заявил глава Министерства иностранных дел Венгрии Петер Сиярто.
Он отметила, что текущая ситуация в энергетическом секторе Европейского Союза (ЕС) была обусловлена ухудшением сотрудничества с Россией на фоне событий, связанных с Украиной. «Ситуация в энергетике Европы сложна в данный момент», — заявил Сиярто на полях Петербургского международного газового форума.
Ранее схожие мнения высказывал и глава «Газпрома» Алексей Миллер, указывая на ухудшающуюся ситуацию на европейском энергетическом рынке и обвиняя участников в недостаточном реагировании на спрос на газ.
Он добавил, что согласно оценкам некоторых экспертов, текущая энергетическая стратегия самой ЕС является «самоубийственной». Резкое сокращение поставок российских энергоресурсов лишь ухудшает положение дел в европейской экономике. За полтора года, уточнил Миллер, объемы промышленного производства в ЕС сократились до минимума за последние десять лет, а в некоторых отраслях себестоимость выпуска выросла на четверть.
Существственные потери от разрыва большинства энергетических связей затрагивают не только Европу, но и Россию. Вице-премьер РФ Александр Новак отметил, что за последние несколько лет стране удалось перенаправить только 30-40 процентов газа с европейского рынка на другие. Напротив, поставки в Китай пока значительно не удалось увеличить до прежних объемов экспорта в ЕС. Если в 2021 году объемы поставок российского газа в ЕС оценивались в 155 миллиардов кубометров, то по итогам 2023 года экспорт по единственному действующему маршруту в Китай — трубопроводу «Сила Сибири» — составил лишь 22,7 миллиарда.
Россия могла бы резко увеличить экспорт в КНР по «Силе Сибири-2», ежегодная мощность которой составляет 50 миллиардов кубометров. Однако судьба главного совместного энергетического проекта до сих пор остается неопределенной. Как сообщает Financial Times, переговоры «Газпрома» с китайским нефтегазовым концерном CNPC по условиям коммерческих поставок по этому маршруту зашли в тупик из-за нежелания КНР приобретать большие объемы топлива и стремления брать газ по внутренним ценам.