Определены основные страхи российского бизнеса
По результатам проведенного в апреле-мае 2025 года опроса, большинство российских компаний, работающих в реальном секторе экономики, начинают испытывать опасения в отношении инвестиций и кредитования из-за высоких цен на заемные ресурсы. Информацию о главных страхах отечественного бизнеса обнародовала газета «Коммерсантъ» с указанием на результаты опроса, проведенного аналитиками Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП).
В опросе приняли участие представители компаний, занимающихся производством материальных и нематериальных товаров, из 47 российских регионов. Исследование показало, что только 49,7 процента компаний продемонстрировали склонность к инвестициям, в то время как остальные не решились вкладывать средства. В свою очередь, 43,7 процента респондентов заявили о снижении инвестиций в собственное развитие.
Для респондентов, которые планируют запуск новых производств в течение одного-двух лет, доля упала за отчетный период с 49,6 до 35 процентов. Аналитики зафиксировали снижение доли инвестирующих предприятий как за счет внешних источников, так и из собственных средств. Основной причиной подобной динамики стала высокая стоимость заемного капитала. Подобный ответ дали 71,6 процента предприятий, принявших участие в опросе.
Большое количество российских компаний, в частности, начинают избегать кредитов на дальнейшие инвестиции. Для подобных организаций во второй половине весны наблюдается снижение с 39,8 до 32,5 процента. Другим признаком для беспокойства отечественных предприятий стало падение внутреннего спроса. Особенно это проблема фиксируется в секторах, ориентированных на производство длительного использования, которое приобретется в кредит. Речь идет, в частности, о производстве сельскохозяйственной и дорожной техники.
Ранее о проблеме слабого спроса на внутреннем рынке в (РСФП). По данным отраслевого объединения, в начале 2025 года 38,4 процента отечественных компаний и предприятий столкнулись со снижением интереса к выпускаемой продукции. Среди других причин, затрудняющих работу отечественного бизнеса, назывались недоступность заемных средств и нехватка оборудования. Около трети из опрошенных компаний также указали на проблему неплатежей от контрагентов.