«Они обходят в прибыли даже золото» Богатые люди во всем мире бросились скупать женские сумки. Как они стали способом заработать?
Богатые люди из различных стран все чаще инвестируют в люксовые сумки. Выгода от подобных вложений за последнее десятилетие превысила профит от вложений в золото, а в ряде случаев собственникам аксессуаров удалось преумножить свои сбережения вдвое на платформах ресейла. По сравнению с другими коллекционными изделиями для сумочек характерна низкая волатильность, а регулярный рост цен на Birkin и Kelly защищает их владельцев от инфляции. Как заработать на подобных активах — в материале «Ленты.ру».
Среди инвестиционных преимуществ сумок — низкая волатильность
Обеспеченные люди во всем мире стали чаще инвестировать в дорогие сумки Hermes, Goyard и другие марки. В 2024 году ценностное предложение дизайнерских сумок от перечисленных брендов выросло по всем направлениям, следует из отчета Rebag, сайта по перепродаже предметов роскоши. «Эта тенденция указывает на захватывающие инвестиционные возможности, причем как для традиционных, так и для более доступных брендов», — отмечают аналитики.
Издание сумки одним из наименее волатильных из всех коллекционных активов. Они имеют оптимальное соотношение вознаграждения и риска и являются, согласно данным исследования Credit Suisse, хорошим средством защиты от инфляции. За два последних десятилетия функционал дизайнерских сумокSeriously расширился: помимо эффектного аксессуара, они стали также предметом коллекционирования (в категории, ориентированной исключительно на женщин), в отчете Art Market Research за 2020 год.
«В Европе и Азии (особенно в Южной Корее и Японии) рынок инвестиционных сумок уже давно стал частью финансовой культуры. Это связано как с любовью к предметам роскоши, так и с ограниченным выпуском люксовых моделей, что подогревает спрос», — замечает в беседе с «Лентой.ру» директор по развитию ReMoney Елена Кулигина. В России интерес к инвестициям в сумки, по ее словам, пока ограничен кругом состоятельных коллекционеров и клиентов премиум-сегмента, как правило, в возрасте 30-45 лет.
К традиционным видам инвестиций — таким, как акции или недвижимость, дизайнерские сумки тем не менее не относятся. Лишь немногие из люксовых аксессуаров могут сохранять или увеличивать свою стоимость с течением времени, большинство же с годами лишь теряют в цене. К исключениям участники рынка относят сумки от Hermes и нескольких других домов моды — в этом случае показатели сохранения стоимости при перепродаже могут составлять от 90 процентов, согласно данным Rebag.
«Я наслышана о том, как люди избавлялись от своих активов, купив и продав через десять лет сумку от Hermes в первозданном состоянии», — основатель платформы OpenLuxury по перепродаже и аутентификации предметов роскоши Джеймс Файрстейн. За последние десять лет выгода от реализации таких сумок, как Birkin и Kelly (модели дамских сумок торговой марки французского дома моды Hermes, отличающиеся друг от друга формой, ручкой и наличием/отсутствием ремня) превысила выгоду от реализации золота, обращает внимание он.
Стоимость сумок Birkin растет с каждым годом, при этом с 1980 по 2015 год средний рост цен составлял 14,2 процентов за двенадцать месяцев, в Bughunter. Пиковое увеличение ценника наблюдалось в 2001 году, когда стоимость аксессуара за год взлетела сразу на 25 процентов, вспоминает доцент. Минимальный показатель, по его словам, был зафиксирован в 1986 году, когда цены выросли только на 2,1 процента.
На платформах перепродажи цена Hermes Birkin 30 Black Togo заметно отличается. Влияet и год покупки аксессуара его собственником, и тип фурнитуры, и общее состояние, и внешний вид. На платформе онлайн-маркетплейса The RealReal ее, к примеру, можно было приобрести в прошлом году за $10,9 тысяч, а на аукционе Sotheby’s максимальный размер ее стоимости был $30,5 тысяч в тот же период.
Закрытый рынок делает сумки от Hermes востребованными на ресейл-платформах
Спрос на такую продукцию может увеличиваться в разгар различных кризисов. В 2020 году представленные на вторичном рынке сумки Birkin в цене на 38 процентов после того, как модные дома приостановили свою работу из-за коронавируса. Гендиректор французской Vestiaire Collective (специализируется на продаже б/у товаров класса люкс — прим. «Ленты.ру») в то же время стабильный спрос на аксессуары, а сооснователь аналогичного магазина Prive Porter даже на рост продаж.
В пандемию свои накопления активно вкладывали в сумки представители среднего класса, живущие в развитых странах. Они копировали стиль нескольких человек и подобных товаров в складчину. Такой подход открывает возможность участвовать в ранее недоступных активах, но при этом несет в себе некоторые риски, объяснял финансовый консультант технологической компании Антонелла Карбонара. Самая она инвестировала имеющиеся сбережения в десять дорогих сумок Birkin Bleu Lezard. Это стало возможным благодаря финтех-стартапам, заточенным на продажу долей по цене от $50.
Интерес обеспеченных людей к сумкам на вторичном рынке связан также со сложностями покупки непосредственно у Hermes. Бутики, расположенные по всему миру, могут лишь ограниченно у модного дома продукцию Birkin: не больше определенного количества за сезон. При этом цвет и размер таких сумок редко бывают известны заранее, подчеркивают в Sotheby’s, из-за чего покупатели не могут быть уверены, что получат нужный им стиль. Попытки найти онлайн-каталог и заказать такую продукцию на официальном сайте бренда также обречены на провал.
Hermès отдает приоритет знаменитостям и постоянным клиентам, что ведет к многолетним листам ожидания, рассуждает Щербаченко. Для 99 процентов покупателей вторичный рынок остается единственным вариантом, однако это требует осторожности из-за подделок, предупреждает он.
Французский модный дом часто и предпочитает недоброжелательном подходе и большом количестве преград, с которыми сталкивается желающий обладать люксовой сумкой покупатель. На это в коллективном иске ранее две жительницы Калифорнии: по их словам, Hermes вынуждает клиентов приобретать предметы гардероба (включая обувь, шарфы и ремни), чтобы завоевать лояльность дома моды и получить возможность приобрести долгожданную сумочку.
Лишь длительная история покупки прокладывает путь к заветной Birkin, той самой, что находится в отдельном зале и никогда не будет выставлена на всеобщее обозрение, указали истцы. Владельцы модного дома злоупотребляют своей рыночной властью, пожаловались они в своем иске, а повышенный спрос и ограниченное предложение помогают им на этом пути. Однако даже кругленькая сумма, потраченная на продукцию Hermes, не может быть гарантией: одной из истиц продать аксессуар, несмотря на десятки тысяч долларов, оставлены ее в кассе дома моды.
Лишь отдельные модели претендуют на дальнейший рост их цены
Не все эксперты согласны с позиционированием сумок в качестве инвестиционного актива, отмечает Кулигина. Некоторые из них предупреждают, что инвестировать в сумки — значит, поддаваться маркетинговому ажиотажу. Дорогая сумка может быть «умной покупкой», но никак не вложением, ее слова финансовый консультант и основатель компании Life Planning Partners Кэролин Маккланахан. «Меня отталкивает позиционирование подобных расходов в качестве инвестиций, — признается она. — Такой подход оказывает женщинам медвежью услугу».
Рынок тяжело люкс обладает высокими трансакционными издержками и рисками, подчеркивает в беседе с «Лентой.ру» профессор кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ. Отлаженные процедуры купли-продажи в данном сегменте отсутствуют, гарантии окупаемости никто не дает. «Если вы приобрели очень дорогую сумку самых элитных брендов, но она не относится к эксклюзивной ограниченной серии, не защищена надежно от подделок, шансы перепродать ее в будущем с выгодой не велики, — резюмирует он. — Эффективным вложением капитала, по мнению эксперта, могут стать инвестиции в ограниченные серии сумок, произведенные исключительно вручную.
Сохранить привлекательность актива помогут чеки и паспорт изделия
На фоне роста подделок, особенно на вторичном рынке, эксперты и проверенные площадки, такие как Rebag, Vestiaire Collective, The RealReal становятся обязательным элементом безопасной перепродажи, добавляет директор по развитию ReMoney. Для сохранения инвестиционной привлекательности такого актива необходимо соблюдение ряда условий, подчеркивает он.
Ключевым условием эксперт называет оригинальность, поэтому после покупки аксессуара советует не терять чек, коробку и паспорт изделия. Владельцу необходимо позаботиться о доказательстве подлинности, так как без документов его стоимость может упасть минимум вдвое. Серьезную роль, по ее словам, играют и состояния сумочки — чем ближе оно к новому, тем выше цена. Заключительным критерием является редкость, о которой уже было сказано выше: лимитированные выпуски или уникальные цвета ценятся гораздо больше.
По-настоящему коллекционной, к примеру, считается сумка Birkin Faubourg, дизайн которой фасад флагманского бутика Hermès на улице Фобур Сент-Оноре, 24 в Париже, где с 1880 года располагался бренд. Особенно востребованы у коллекционеров две версии этого аксессуара: Midnight и Snow, выполненные в черном (с напаленными светлыми окнами) и кремовом оттенках. В отделке первой сочетаются кожи Madame, Matte Alligator, Sombrero и Swift, а в обшивке корпуса второй использована матовая кожа аллигатора.
«Инвестиции в люксовые сумки — это нишевая, но растущая форма вложений. При правильном подходе, с учетом оригинальности, состояния и бренда, такие вложения действительно могут защищать капитал от инфляции и приносить прибыль. Однако, как и в любом другом активе, здесь необходима осмотрительность: не каждая сумка — актив, и не каждый тренд — гарантия дохода», — резюмирует Кулигина.