«Наименьшие падения прибыли за последние 50 лет» Западные автопроизводители теряют миллиарды из-за России и Китая. Как они пытаются выйти из кризиса?
Крупнейшие западные автопроизводители столкнулись с резким падением прибыли в 2024 году. Спустя несколько лет после ухода с российского рынка выручка немецких концернов Volkswagen, Mercedes и Porsche сократилась на миллиарды долларов. Отказ от китайских производителей электрокаров усугубил и без того кризисную ситуацию в европейском автопроме. В попытке спасти страдающую отрасль, владельцы делают все возможное для сохранения позиций на рынке.
Mercedes-Benz потерял миллиарды евро на фоне падения продаж
В 2024 году крупнейшие автомобильные концерны Европы столкнулись с резким падением прибыли. По итогам первых девяти месяцев чистая выручка Mercedes-Benz Group упала на 31 процент в сравнении с тем же периодом 2023 года — с 11,37 до 7,8 миллиарда евро, а прибыль до уплаты налогов (EBIT) снизилась на 32 процента — с 15,33 до 10,4 миллиарда. За отчетный период себестоимость производства почти не изменилась (86,002 миллиарда против прошлого года 85,927 миллиарда), однако все еще заметно превышает показатели докризисного 2021 года (76,651 миллиарда).
В компании связывают подобную динамику с рядом факторов. К числу основных причин руководство Mercedes-Benz отнесло жесткую конкуренцию на китайском рынке, который является для концерна одним из основных экспортных направлений, и слабую макроэкономическую ситуацию в самой ФРГ. Так, реализация Mercedes в КНР в январе-сентябре просела на 10 процентов и составила 512,2 тысячи единиц, а в Германии сократилась на 13 процентов, до 149,7 тысячи штук.
Финансовые результаты Volkswagen заметно ухудшились
Финансовые результаты за первые девять месяцев 2024 года еще одного крупного немецкого производителя — концерна Volkswagen Group также оставили желать лучшего. Суммарные продажи автогиганта за отчетный период упали на 2,8 процента — с 6,5 до 6,3 миллиона единиц. Прибыль до уплаты налогов за год сократилась на 29 процентов (с 17,7 до 12,5 миллиарда евро), а чистая выручка просела на 31 процент (с 12,8 до 8,9 миллиарда евро).
Падение продаж автомобилей ряда подразделений Volkswagen продемонстрировало заметный спад. Так, суммарная реализация автомобилей Audi за отчетный период снизилась почти на 11 процентов (до 1,235 миллиона единиц), а продажи премиальных машин Bentley — практически на треть (с 10 до 7,4 тысяч штук). Финансовый отчет компании не оправдал ожиданий.
Негативная динамика за первые девять месяцев продемонстрировала и продажи электрических автомобилей. В январе-сентябре показатель снизился на 4,7 процента, до 506 тысяч единиц. В концерне связали динамику с общей неуверенностью покупателя в Европе на фоне экономической нестабильности, алармирующего роста цен и войны в Украине. Однако общий рост на рынке по итогам 2023 года по-прежнему наблюдается.
Условия экономической неопределенности
Несмотря на падение продаж, западные автопроизводители активно ищут пути для выхода из кризиса. многие из них планируют оптимизацию затрат, сокращение числа рабочих мест и выход на новые рынки. В условиях кризиса, когда конкуренция с Азией усиливается, производители вынуждены пересматривать свои стратегии, в том числе выходить на рынок электроавтомобилей. Однако реализация таких проектов требует времени и дополнительных инвестиций, что также сказывается на финансовых результатах.
При этом сам китайский рынок остается наиболее привлекательным для западных производителей. Китай продолжает наращивать масштабы производства и увеличивать поставки электромобилей на глобальных рынках, что добавляет дополнительные сложности для западных концернов. По данным экспертов, в условиях жесткой конкуренции западные фирмы рискуют значительно уступить свое влияние на глобальном рынке.
Выводы и перспективы
Несмотря на временные трудности, многие западные автопроизводители планируют активно работать на восстановление своих позиций на рынке автомобилей, в том числе путем перехода к более устойчивым экологическим стандартам. Тем не менее, специфика и масштабы китайского рынка поставки легковых автомобилей продолжат оказывать значительное влияние на финансовые результаты и стратегии западных производителей.
Таким образом, западным автогигигантам необходимо глубже анализировать предпочтения покупателей и адаптировать свои стратегии для успешной работы на рынке в условиях жесткой конкуренции со стороны китайских компаний.