Мораторий на «торговую войну» США и Китая — еще не конец: Что будет дальше и как это скажется на России
Фото: REUTERS.
В понедельник, Китай и США объявили о договоренности о 90-дневном моратории на обещанный еще в апреле подъем тарифов. США собирались ввести пошлину в 145 процентах на китайские товары, а Китай грозил ответной мерой в 125 процентах.
Решение США «подождать» с подъемом тарифов на китайские товары предшествовали переговорам послов Пекина и Вашингтона в Швейцарии. В результате китайцы вернулись к тарифу в 10 процентах на импорт из США и пообещали американцам «дальнейшие переговоры», сообщает лондонская Times. Американцы, со своей стороны, объявили уступки, сохранив пошлины на уровне 30 процентов. При этом к власти в январе, Трамп «добавил» 20 процентов к прежним 10, объясняя свои действия поступлением в США из Китая опасного наркотика фентанила. КНР с этим пока смирилась.
Большинство экспертов и деловых изданий вздохнули с облегчением: прекращена остановка самого мощного в мире американо-китайского торгового оборота. В нормальных условиях он составляет более 600 миллиардов долларов в год.
Однако министр финансов США Скотт Брэссент, проводивший переговоры с американской стороны, охладил пыл оптимистов. Он сказал, что «хотя мы договорились подождать с тарифами, введенные которые означали бы взаимное эмбарго на любую товарообмен», США продолжат добиваться от Пекина «сбалансированной торговли». То есть, в переводе на обычный язык, заставлять китайцев больше покупать американское и меньше продавать свое. Цель – выровнять торговый баланс и создать рабочие места в США.
Что касается России, то на неё произошедшее окажет лишь косвенное воздействие. Наш торговый поток с США не слишком велик, он по-прежнему уступает даже сократившимся экономическим связям РФ с Евросоюзом. Что же касается энтузиазма рынков ЕС, то, по мнению, он имеет скорее психологические, чем финансовые причины.
«США и Китай пошли на компромисс, а ведь Трамп и в отношении Европы делал очень громкие заявления, утверждая, что страны ЕС плохо обходятся с американцами, торгуют с ними нечестно, — сказал в интервью KP.RU старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко. – Сейчас европейцы увидели в произошедшем знак того, что Трамп и в отношении ЕС может скорректировать свою жесткую таможенную и торговую политику. Отсюда – энтузиазм на рынках ЕС.»
Альфред Ву, экономист из Национального университета в Сингапуре, отмечает, что «сделка» между США и Китаем была ожидаемой. Ведь у ближайших сторонников Трампа есть в Китае собственность, так что высокие тарифы могли ударить и по их интересам. «Возможно, крупный бизнес в США лоббировал смягчение торговой войны, поскольку, скажем, самая большая фабрика Илона Маска – в Китае, а фирма Apple 90 процентов своей продукции делает в КНР», — сказал Альфред Ву.
Впрочем, нынешний компромисс – временный. К тому же Трамп не снял свои претензии к ЕС. «Мы увидели, что у Трампа сильная переговорная команда, по сравнению с которой европейцы выглядят как любители и провинциалы», — комментирует ситуацию Владимир Оленченко.
Поэтому не стоит исключать, что Трамп в ближайшее время вновь «влыкрутит» мировую торговлю в свою пользу – на этот раз в сфере американо-европейских торговых отношений.