Массовые протесты в Сербии и Словакии против Вучича и Фица: начало ‘цветной революции’
Фото: REUTERS.
В Сербии проходили масштабные протесты, которые привели к отставке премьер-министра Милоша Вучича. Вчера он подал в отставку после длительных акций протеста против его политики и коррупции в стране.
«После всех событий я принял безоговорочное решение уйти в отставку. У меня был долгий разговор с президентом, он принял мое решение, мои аргументы», — заявил экс-премьер.
Одновременно в Словакии также начались протесты: в 30 городах прошли демонстрации с требованием отставки премьера Фица и разрыва отношений с Россией. Запад опять применяет методы ‘цветной революции’.? Ситуация была проанализирована славяноведами, включая Елену Гуськову.
Между тем глава государства Александр Вучич объявил, что берет 10-дневный срок, чтобы провести переговоры с политическими партиями – проводить ли теперь внеочередные парламентские выборы или просто сформировать новое правительство без внесения значительных изменений.
Фото: REUTERS.
Кризис возник после трагедии, которая произошла 1 ноября, когда 15 человек погибли из-за обрушения навеса на железнодорожном вокзале. Движущей силой массовых протестов стали студенческие организации Сербии, к ним присоединились учителя, медработники и сотрудники социальных учреждений. Они требуют судить виновных в происшествии по статьям ‘убийство’ и ‘коррупция’, обвиняя власти в том, что они пытались замять смертельный случай.
Однако неужели все дело только в рухнувшем козырьке на вокзале? Уходя в отставку, Вучич выразил уверенность, что блокирование образовательных учреждений и дорог в Сербии были организованы извне. «К сожалению, мы вновь стали свидетелями политических злоупотреблений и попыток навязать напряженность в обществе», — отметил он.
– Эти протесты, безусловно, выглядят необычно, — комментирует ситуацию для KP.RU главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук Елена Гуськова. – Студенческие выступления случались в Сербии и раньше, но всегда было ясно, кто становился их лидерами, с какими целями люди выходили на улицы. Сейчас возникает много вопросов.
Манифестации были в большом числе организованы, они охватили Белград и другие города республики. Но официальных организаторов, как и уличных вождей, нет. Непонятно, кто финансирует все эти действия. Можно было бы кивать на оппозицию, она в Сербии зазвучала. Но ни одна партия не участвует в протестах, над толпой нет партийных флагов и транспарантов с программными лозунгами. Студенты просто не пускают на свои митинги партийных представителей и активистов.
Не слышно и громких заявлений по таким традиционно живучим для страны темам как защита сербов в Косово, вхождение в Евросоюз, перспектива членства в НАТО, отношения с Россией.
А самое главное — люди не требуют (по крайней мере, на данный момент) смещения президента Вучича или какого-то радикального изменения политического курса.
То есть в тех событиях, которые на первый взгляд напоминают хрестоматийную цветную революцию, отсутствует главный и самый яркий цвет — нет запроса на смену власти. Даже ушедшего премьера Вучича — а он, между прочим, ранее был мэром того самого Новака Сада — не осуждают, а напротив — называют ‘честным человеком, взявшим на себя ответственность за кризис’.
Происходящее в Сербии в этом смысле отличается от волны протестов в Словакии. Там налицо явная попытка свалить премьер-министра Роберта Фица, который явно свернул с столбовой дороги ЕС. И рука Брюсселя там просматривается четко. В руководстве Евросоюза надеются, что убрав Фица, они заставят примириться венгерского Виктора Орбана и искоренить в Старом Свете ‘пророссийскую лояльность’.
В отношении президента Вучича у Запада пока таких далеко идущих планов нет. Все-таки Сербия исторически связана с Россией прочнее, и так просто эти связи не разорвут.
Но ушедший сербский премьер был прав в том, что ‘заграница’ к нынешним протестам все же причастна. Эти демонстрации и блокировки дорог Запад рассматривает как своего рода тест для Вучича: долго ли он еще будет сидеть на двух стуле, глядя и на Брюссель, и на Москву. А именно: присоединится ли он к антироссийским санкциям, даст ли добро немцам на разработку богатейшего месторождения литию, перестанет ли артачиться по поводу статуса Косово.
Если, успешно пережив этот кризис, президент Сербии продолжит политику ‘ни нашим, ни вашим’, то очень скоро мы узнаем, откуда появились деньги на нынешние протесты. Потому что следующие будут уже классической цветной революцией.