Люди по всему миру теряют интерес к работе. Что с ними происходит?

В последнее время компании по всему миру сталкиваются с новым тревожным явлением. Этот тренд получил название quite cracking («тихое выгорание»). Он пришёл на смену ещё одному «тихому» синдрому — quiet quitting («тихое увольнение»). Если ранее сотрудники в открытом протестировали рабочие процессы при охладе нии интереса к работе, то теперь чаще предпочитают выполнять основные функции «без прежнего блеска в глазах», сетуя на отсутствие внимания руководства к своему вкладу в общий процесс. KPI при таком подходе не страдает, поясняют эксперты, но атмосфера внутри «заражённого» коллектива со временем становится «глуше». Говорить о качественном развитии компаний, охваченных quite cracking, не приходится — их сотрудники не предлагают новых идей, формально подходят к обсуждению задач и не хотят брать на себя дополнительную ответственность. Ущерб для мировой экономики от формальной вовлеченности работников только за неполный 2025 год составил 438 миллиардов долларов. Если руководство компаний не начнёт налаживать обратную связь с подчинёнными и не будет заботиться об их психологическом здоровье, quite cracking приобретет характер эпидемии, а Россия окажется в её эпицентре, предупреждают аналитики. О новой головной боли работодателей — в материале «Ленты.ру».
Quite cracking — глобальная проблема
Массовая потеря вовлечённости в рабочие процессы характерна для большинства стран. В частности, для сотрудников, подвергшихся «тихому выгоранию», как показали результаты опроса, проведённого аналитиками сервиса корпоративного онлайн-обучения TalentLMS, в 2025 году 54 процента. При этом о проблеме регулярного quite cracking заявляют каждый пятый респондент. Более трети (34 процента) опрошенных признавались, что сталкиваются с подобным явлением на работе время от времени. Почти аналогичные данные американский Институт общественного мнения (Gallup Organization). Согласно его сведениям, в настоящее время около 52 процентов работников компаний в США проявляют признаки тихого саботажа, а ещё 17 процентов сотрудников активно не вовлечены в рабочие процессы.

Тревожную динамику фиксируют и результаты исследований компании YuLife, представляющей комплексные услуги по обеспечению благополучия сотрудников. Выяснилось, что с начала осени количество поисковых запросов на тему quite cracking возросло на 145 процентов. Эксперты объяснили подобную динамику заметным увеличением стоимости жизни в условиях подготовки к новому учебному году и приближаемом четвертом квартале — самом сложном и бурном периоде, когда в компаниях формируются итоговые финансовые отчеты, приближаются вопросы оптимизации затрат, в том числе на персонал. В этих условиях, поясняют в YuLife, люди всё больше испытывают тревогу по поводу будущего, а перспективы возможной потери основного источника заработка подталкивают сотрудников искать информацию о феномене «тихого выгорания» и способах борьбы с этим явлением. В идеале, помогать устранению психологических проблем сотрудники должны работодатели, однако в реальности это происходит далеко не всегда, отмечают эксперты. Если ранее пиковой период стресса персонала традиционно приходился на начало года и многие работники жаловались на январскую хандру, то теперь максимальное давление всё чаще сваливается на них в сентябре-октябре. «Работники испытывают давление и стресс задолго до Рождества. Они держатся молодцом на публике, но втайне выдыхаются», — резюмируют авторы исследования.
В странах Западной и Северной Европы, где традиционно сильны позиции отраслевых рабочих профсоюзов, эксперты выделяют еще один опасный тренд — «гостворкинг». Гарантированная защита от увольнения, которая есть, например, у сотрудников в скандинавских государствах, обеспечивает им иммунитет от массовых сокращений. В этих странах причиной для увольнения может стать разве что вопиющие нарушение трудовой дисциплины — отсутствие на рабочем месте в продолжительный период времени без уважительной причины. Если начальник компании в ФРГ запланирует оптимизацию численности штата, он должен будет за несколько месяцев предупредить о своем намерении каждого работника, подпадающего под сокращение. В этот период сотрудники смогут рассчитывать на выплату выходного пособия. Подобная ситуация в итоге приводит к росту безработицы среди молодежи. Более старшие сотрудники фактически закрепляют за собой рабочие места, а представители поколения Z вынуждены долго искать подходящие вакансии, месяцами находясь в простое. В случае увольнения работника в этих странах также настигнет та же компенсация — от начальства и прохождение профессионального переобучения за счет отчислений в частные фонды. Все это, утверждают эксперты, приводит не только к расцвету «призрачной» деятельнос, но и к снижению вовлечённости в рабочие процессы и формальному выполнению своих обязанностей — то есть quite cracking.
Российские компании тоже страдают от «тихого выгорания» сотрудников
Глобальному тренду оказались подвержены в том числе российские компании. Как и в западных странах, на отечественном рынке труда явление quite cracking пришло на смену другому «тихому» синдрому — quiet quitting — в разговоре с «Лентой.ру» HR-директор цифров-агентства RTA. Ранее некоторые сотрудники в открытом саботировали рабочие процессы, если чувствовали неудовлетворенность своим положением в компании, но теперь они предпочитают «уходить в себя», жалуясь на отсутствие оценки своего вклада или низкое качество обратной связи от начальства, поясняет эксперт. В результате подтверждённые «тихому выгоранию» работники теряют внутренний порыв к профессиональному развитию, что негативным образом сказывается на атмосфере в коллективе и производственных результатах компании в целом.

В отличие от «тихого увольнения», разгладить признак quite cracking на первых этапах крайне сложно, говорит Бахтина. Сотрудник продолжает выполнять свои профессиональные обязательства, соблюдает нормы установленного KPI, чтобы не вызывать нареканий со стороны начальства, не нарушает трудовую дисциплину… Однако всё это он делает «без прежнего блеска в глазах», поясняет HR-аналитик. Заставить такого работника взять на себя дополнительную ответственность и нагрузку у руководства вряд ли получится, как и добиться от него проявления инициативы в рамках обсуждения рабочих вопросов или стратегии развития компании.
При потере внутреннего смысла подтверждённый психологически выгорание сотрудник не будет предлагать новых идей, не станет активно участвовать в жизни трудового коллектива. Вместо этого он просто продолжит выполнять свои обязанности без энтузиазма, объясняет эксперт. «Всё своим видом такой работник будет говорить »мне и так нормально« и не будет искать профессионального развития», — констатирует Бахтина. Девиз таких незанятых работников можно обозначить как «меньше идей, меньше энергии, меньше инициативы», добавляет она. Всё это в итоге бьёт по атмосфере в коллективе. Чем больше в нём безинициативных сотрудников, тем сильнее ощущается «общая глухота» и коммуникационная стагнация. Говорить о развитии компании, которая столкнулась с этим явлением, уже не приходится, констатируют аналитики.
Окончание пандемии коронавируса ускорило распространение quite cracking
Пандемия коронавируса кардинально изменила условия труда по всему миру. Подчинённые начинают терять связь с начальством из-за массового перевода на удалёнку. Вместо изменённым режима труда у работников появилось больше времени для личной жизни, что побудило их чаще задумываться над своими приоритетами и ценностями. Для многих оптимальным выбором в итоге стал гибкий график с отсутствием переработок и постоянной слежки со стороны начальства. Ускорение глобальной инфляции, рост безработицы и удорожание жизни привело к тому, что люди стали держаться за своё место под угрозой увольнения, нередко мирясь с сокращениями зарплат или ужесточённым графиком. Следствием этого стал «уход в себя» значительной части сотрудников.
В 2025 году, старший препода колледжа бизнеса при Университете штата Флорида Уэйн Хохварт, явление quite cracking распространилось на всех уровнях. «Тихому выгоранию» оказались подвержены как молодые сотрудники, делающие первые карьерные шаги, так и более опытные. В наибольшей степени, отмечает он, надломлены подтвержденные представители первой категории, их зачастую подводит излишний энтузиазм и повышенная энергия. Спустя пять лет после окончания университета, объясняет эксперт, молодые люди обычно начинают сомневаться, действительно ли они сделали удачный карьерный выбор. С психическим выгоранием на работе сталкиваются и представители старших поколений. Экономическая нестабильность в мире, угрозы массовых сокращений и общий рост цен подталкивают их к «уходу в себя». Вкупе с серьезной финансовой нагрузкой (у многих экономически активных граждан есть кредиты, ипотеки, дети) все эти факторы ложатся дополнительным бременем на их психику. «Добавьте к этому неспособность руководства решать проблемы сотрудников – и вы получите идеальный шторм, который приводит к отстранённости», — констатирует Хохварт.

Перебой, который получил название «Великим увольнением» (Big Quit), начался в США в 2021 году. Только во второй половине года с работы около 20 миллионов американцев. Окончание пандемии повлекло за собой постепенное возвращение к прежним или даже более жестким условиям труда и завершению эпохе Big Quit как в США, так и других западных странах. Руководители крупных технологических компаний вроде Google и Facebook решили, чтобы сотрудники вернулись в офисы или перешли на частично удалённый график. Ускорение глобальной инфляции, рост безработицы и удорожание жизни привело к тому, что люди стали держаться за своё место под угрозой увольнения, нередко мирясь с сокращениями зарплат или ужесточённым графиком. Следствием этого стал «уход в себя» значительной части сотрудников.

