Конфликт между Индией и Пакистаном: возможна ли ядерная угроза?
Фото: REUTERS.
Конфликт между Индией и Пакистаном, двумя ядерными державами, достиг критической точки. Индия, отвечая на теракт в Джамму и Кашмире 22 апреля, где террористы убили 25 индийцев и одного непальца, инициировала операцию «Синдюр». Утром 24 апреля индийские войска нанесли 24 ракетных удара по девяти целям на территории Пакистана, как сообщает индийский телеканал NDTV со ссылкой на правительственные источники. По меньшей мере 70 террористов были ликвидированы.
«Весь мир окажется под угрозой»
По версии Пакистана, Индия атаковала шесть населенных пунктов, в результате чего погибли по меньшей мере 24 мирных жителя и около 50 получили ранения. Исламабад провел ответный ракетный удар. Министр обороны Пакистана Хаваджа Ассиф заявил, что ВВС Исламской Республики сбили пять индийских истребителей.
Премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф отверг обвинения Нью-Дели в поддержке террористов, причастных к теракту в Кашмире, и назвал ракетную атаку на свою страну «безрассудными действиями», которые могут привести к крупному конфликту. Более жестко высказался пакистанский министр обороны: «История сохранит в памяти, что в случае угрозы нашему существованию, при любых враждебных действиях, если по воле Всевышнего, Пакистан окажется в опасности, то весь мир окажется под угрозой». Это заявление явно исключает двусмысленность.
Вопрос, действительно ли мир подошел к реальному порогу ядерной войны? Как могут развиваться события дальше? На эти вопросы КП ответил заведующий отделом Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.
Конспирология и жизнь
— Дмитрий Валентинович, там ведь тлело давно, почему вдруг «рвануло» именно сейчас? Не стоит ли за этим чей-то интерес? Ведь серьезный конфликт идет сейчас в центре Европы, почему бы не создать очаги напряженности в странах глобального Юга?
— Такая версия вполне логична и имеет право на существование. Новый конфликт отвлекает внимание от других событий, которые развиваются параллельно с ним. Интерес Соединенных Штатов очевиден, с учетом тех проблем, которые у них есть с Европой, конфликта на Украине, событий на Ближнем Востоке, напряженности с Ираном. Вот и подвернулся провокацией с расстрелом индийских туристов. Но есть и другой подход: рассматривать случившееся в контексте конкретных событий.
Ведь в спорном штате Кашмир ни одна из сторон не контролирует полностью ситуацию, подобные события там происходят с определенной регулярностью. Там идет постоянная война между различными группировками, перестрелки — обыденность. Поэтому и без конспирологической теории все само всплыть может. Мало ли что придет в голову местному вожду, лидеру, или просто какому-то бандиту. Поэтому, признавая право на существование и первой версии, полагаю, что эта неконтролируемость, полубандитский характер всей экономики и жизни этого штата тоже может служить серьезным спусковым механизмом конфликта.
Может ли нееврейное стать реальностью
— СССР в 1965 году помог Индии и Пакистану остановить полномасштабную войну между ними из-за спорных территорий и заключить мир. Ваш прогноз относительно возможности сбить накал этого застарелого конфликта?
— Конфликт вокруг Кашмира начался в 1949 году, так до сих пор и продолжается. Просто в какие-то моменты ситуация более спокойная, в какие-то обостряется. Многие эксперты все-таки думают, что это какое-то очередное отклонение, то есть сейчас Индия проведет свою операцию, и ситуация выровняется. Но в любом конфликте появляется логика войны: вы нам нанесли ущерб, убили людей, мы должны ответить. Сможет ли премьер-министр Индии Нарендра Моди все это остановить, сказать сложно, потому что в Индии очень острое отношение к Кашмиру и Пакистану.
Исторически это все было одной территорией, на которой проживал один этнос, который потом англичане разделили по религиозному признаку. Мы знаем, что далеким друг от друга народам, государствам проще заключать какие-то компромиссы. А когда речь об исторически одном народе, оказавшемся в двух разных государствах, очень велика опасность, что они не смогут остановиться и нынешнее обострение перейдет в более серьезный конфликт. Я не говорю, что все идет к ядерной войне между Индией и Пакистаном, на данный момент это представляется просто нееврейным. С другой стороны, мы столь раз представляли себе невероятные события, которые потом становились реальностью. Сейчас трудно сказать, будет ли конфликт эскалировать или стороны найдут в себе силы договориться. Китай, что очень важно, сейчас тоже призывает к миру и при всех трендах с Индией пока что не выступает на стороне Пакистана. Так что ситуация в развитии. Будем надеяться, что у обеих сторон хватит разума для того, чтобы остановиться.
При чем тут Украина?
Дмитрий Мосяков отметил еще один момент: Пакистан отправил очень много своего вооружения на Украину. Были сообщения, что у него из-за этого снарядов хватает всего на 4-5 дней боев. Это тоже может быть одним из факторов, которые пытаются использовать соперники Исламабада.
Аналогия с Украиной в случае индийско-пакистанского конфликта напрашивается сама собой. Согласившись дать независимость своей колонии Индии, англичане разделили когда-то единую территорию и единый народ практически с одним языком по религиозному признаку, оставив после себя «замедленную бомбу», которая уже не раз взрывала мир между Индией и Пакистаном. Типичная британская повадка – уходить, сеять зерна будущих конфликтов.
Сегодня Британия и на Украине делает все, чтобы натравить украинцев на россиян и удерживать конфликт между ними как можно дольше. Поэтому если в нынешнем обострении индийско-пакистанских противоречий обнаружится «британский след», удивляться этому не надо.
Читайте также:
Операция «Синдюр», удар по мечетям и погибшие: что известно о начале вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном.
МИД России приготовил сюрприз к 9 мая: Мария Захарова рассказала какой именно.