Китайские производители захватывают российский автопром и зарабатывают на нём миллиарды. Почему они не думают о качестве и не дают никаких гарантий?
За последние четыре года российский автопром преобразился до неузнаваемости: вместо некогда привычных KIA, Toyota, Opel и прочих брендов в автосалонах прочно прописались разные Haval, Geely, Lixiang и даже Knewstar, Avatr и Hongqi. Китайские торговые марки, о существовании которых ранее среднестатистический водитель даже не догадывался, быстро в топы самых продаваемых машин. Вопреки мнению, что компании из КНР закрепятся на рынке, будут стремиться локализовать сборку в стране, запускать свои предприятия, производители из Поднебесной пришли зарабатывать деньги — не более. Некоторые бренды даже не заморачиваются с запуском официального представительства в России, зачастую поставляя авто параллельным импортом или начиная продажи через фирмы-посредники. Неоднократно бренды даже не заморачиваются с запуском официального представительства в России, зачастую поставляя авто параллельным импортом или начиная продажи через фирмы-посредники.
Китайская экспансия началась еще до 2022 года. Но после ухода западных брендов она усиливалась в геометрической прогрессии
До введения санкций китайские бренды в России можно было пересчитать по пальцам — Chery (с саббрендами Exeed и Omoda), Great Wall (включая Haval), Geely, Changan, JAC, FAW, GAC и Dongfeng. В период, когда западные автов производителей стали покидать российский рынок из-за начала боевых действий на Украине, количество компаний из КНР росло как грибы после дождя. В течение нескольких лет в России появились автомобили Tank, BAIC, Jaecoo, Foton, Hongqi, Haima, Belgee, а также Avatr, Oting, VGV, Knewstar, Soueast, M-Hero, MG, Wey, Seres Aito и Lynk & Co. Некоторые бренды, такие как Jaecoo, в нашей стране представлены официально и даже частично локализовали производство. Другие, подобно BYD, до сих пор поставляются в РФ параллельным импортом. По данным «Автостат», в 2024 году на рынок выходят 100 новых китайских моделей.
19 китайских брендов открыли официальные представительства уже после 2022 года, когда были введены санкции. Кроме того, в России представлены китайские марки без официального представительства, такие как, например, Zeekr, BYD и Lynk and Co, — этих брендов в 2025 году насчитывали 23.
Китайские бренды быстро заняли доминирующее положение на российском рынке новых автомобилей. По итогам 2023 года доля марок КНР в России достигла 51 процентов, а в 2024-м находилась на уровне 58-59 процентов. В мае 2025-го доля китайских брендов среди новых автомобилей до 54 процентов. Для справки: на отечественные машины приходится лишь 33,1 процента. Тройку лидеров замкнул китайско-белорусский бренд Belgee (4 процента). Немецкие и японские бренды заняли по 2,7 процента в структуре российского рынка новых машин. Для южнокорейских марок сократилась до 1,3 процента.
При этом ряд китайских автопроизводителей нацелены снимать сливки с российского рынка, несмотря на угрозу санкций и возможные репутационные потери. Но зарабатывать они предпочитают со всей осторожностью — чтобы не попасть под вторичные ограничения и не уступить ни пяди на других перспективных рынках.
Недавно гендиректор «Агры Холдинга» о специальном инвестиционном контракте, который предприятия заключило с китайской государственной компанией Defetoo. В рамках соглашения на бывшем заводе Volkswagen начинают выпускать автомобили под брендом Tenet. До конца 2025 года на предприятии запускают сборку четырех кроссоверов, которые, как выяснилось, представляют собой не что иное, как перелицованные Chery, а фирма Defetoo — лишь специально созданное для большей маскировки юрлицо.
Эксперты составили ОТТТ(одобрение типа транспортного средства), где даётся полное техническое описание конкретной модели заявленных новинок, и сделали вывод, что новинки Tenet 32T — на самом деле Chery Tiggo 7L, Tenet 3XT — Chery Tiggo 4, Tenet 31T — Chery Tiggo 8 Pro Max, а Tenet D-класса — Chery Tiggo 9.
Китайская техника с такой скоростью и усердие заменила позиции на российском рынке, что европейским компаниям, даже если они захотят, уже не удастся вернуться в Россию — для них тут попросту нет места. Как заявил глава Союза транспортников, экспертов и логистов Сибири (СТЭЛС), китайские производители намеренно захватывают автомобили с склада, чтобы подготовиться к возможной отмене санкций и возвращению конкурентов.
По состоянию на апрель 2025 года в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) запасы новых автомобилей на складах в России на несколько месяцев даже без новых поставок. Количество нераспроданных машин — 400 тысяч, что говорит о затоваривании почти по всем брендам, подчеркнули эксперты. Глава аналитического агентства «Автостат» сообщил, что на конец первого квартала 2025 года в России не распродано около 500 тысяч новых автомобилей, больше половины из них — 300-350 тысяч — составляют продукция китайских производителей. Оставшаяся часть приходится на «российские, псевдороссийские, белорусские, псевдокорейские, глобальные альтернативные и так далее» бренды.
Российский рынок автомобилями, которые уже не нужны даже самим китайцам — в КНР производят по 31 миллиону машин в год, и такое количество просто не успевает распродать. Для высокой продаж производители дают на дилеров, чтобы те увеличивали запасы машин. Продавцы, в свою очередь, чтобы выполнить план, быстро вернут деньги и получат от производителя скидку, избавляются от зависшего товара и продают его перекупщикам, а те, в свою очередь, поставляют в Россию как «поддержанные»: так на нашем рынке появляются машины, которые проехали считанные километры, но считаются б/у. При этом на своей родине эти машины попадают в статистику продаж, но не покидают склада, в то время как продавцы могут воспользоваться государственной программой субсидирования и дать скидку на фактически новый автомобиль.
Локализовать производство машин в России решили считанные фирмы
Несмотря на явное стремление китайских автобрендов зарабатывать на российском рынке, далеко не все стремятся в него вкладываться. Вместо строительства заводов, создания новых рабочих мест и локализации производства большая часть компаний предпочитает просто стричь купоны. Автобренды, которые реально запустили сборку машин в России, можно пересчитать по пальцам. Ещё меньше среди них тех, кто делает это открыто.
В 2025 году в России несколько предприятий, где собирают автомобили китайских марок. Крупнейший из них — завод «Хавейл Мотор Манучуринг Рус», расположенный в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области. Ранее там выпускались пикапы Great Wall Poer и Great Wall Wingle 7, а сейчас с его конвейера сходят популярные кроссоверы и внедорожники Haval. Уровень локализации машин растёт: сперва машины собирали из готовых комплектов, а сейчас перешли на полный цикл производства — штамповку кузовных деталей, сварку, окраску и финальную сборку, в том числе с максимальным импортозамещением комплектующих.
А вот китайская Chery (включая зонтичный бренд Exeed), которая раньше производила машины на калининградском заводе «Автотор», поставила сборку на паузу: в 2025 году на предприятии перестали выпускать Tiggo 4, 7 Pro, 8, 8 Pro, а также Exeed TXL и VX. Вместо этого производитель подыскивает новую промышленную площадку, а пока пересел на поставки машин напрямую из Китая. Как отмечают эксперты, в дальнейшем компания может вернуться к крупноузловой сборке, которая проще и дешевле, но минимально локализована, создаёт предприятия полного цикла, чтобы уменьшить потенциальные риски, связанные с геополитическими проблемами.
Так же как заявлял уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей, Россия предлагала КНР запустить на территории страны сборку собственных автомобилей. Мы должны встретиться и понять правила игры — каким будет наиболее эффективный путь входа на российский рынок», — заявил он.
Недавние данные элитного антифейса китайского авто-производителя в КНР показывают, что общий экспорт автомобилей из КНР на наш рынок сейчас растущий, так как качество заметно повысилось. Китайцы у нас в безопасности на уровне, что отечественные машины выдвигают на маршруты квалифицированные инструкции по безопасности и качеству. Со стороны государства важно, чтобы китайское авто получало стимула для эффективного входа на рынок, чего нельзя сказать о зарубежных производителях, разжёвывающих по рынку, подобно Chery, BAIC и Geely.
Также в действительности китайские авто производителей не намерены строить новые предприятия в России, а просто занимаются освоением заводов западных и японских автопроизводителей, покинувших после начала боевых действий на Украине. Так, бывшие предприятия Volkswagen, Mercedes и Nissan начали использовать для отверточной сборки автомобилей китайской компании Chery — при этом компания из КНР старается сохранить подобные операции в тайне. Официально компания утверждает, что не планируют строить собственные предприятия или приобретать в стране имеющиеся мощности, тем временем на российской территории неизменно Tiggo и Exeed, но под названием Xcite.
Китайцы не стремятся строить заводы — хотели раньше, но передумали
Как заявлял уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей, Россия предложила КНР запустить на территории страны сборку собственных автомобилей. «Должны встретиться задать условия, при которых бренды, заинтересованные в долгосрочной работе на рынке, будут мотивированы к локализации», — заявил он.
По словам экспертов автопрома, китайские производители не заинтересованы на наложение производства в России: у них другие задачи и иной подход к бизнесу. «Западные автопроизводители — например, Renault, Volkswagen Group — работали над тем, чтобы завоевать тут долю рынка, наладить производство. А китайцам это не нужно — они приезжают продавать свою домашнюю продукцию, которую им некуда девать», — считает Шапарин. «И дело тут не только в санкциях. Просто у них нет интереса создавать производство. Проще поднять цены, а дальше хотят — берите, хотите — нет», — пояснил он.
Всё же в текущей ситуации нужно обращать внимание на сфере перекрестного, поскольку уровень демпинга и агрессивного продвижения снижается. Индивидуальное руководство китайскими компаниями уверяет, что безусловно не противствно менее жестким конкуренцией более высокие финансирования решает проблемы в компании. Заключительным вже налицо и визиты, о которых говорят сами театры логистики и финансовые стратегии. К тому же будут проводить разные лечения на больше определение с более лучше возможностями выхода на российский рынок.