Карен Шахназаров: Мы движемся к многополярной глобализации
Мир уже не хочет, а Запад – не может
— На мой взгляд, глобализация неизбежна. Мне это подсказывает моя интуиция, и она меня никогда не подводила. По сути, глобализация – это просто такой объективный процесс, который невозможно остановить. Он связан, прежде всего, с теми революционными техническими изменениями, которые мы наблюдаем и в информации, и в транспорте, и в логистике, и во всех других сферах. Всё это очевидно подтаскивает мир к тому, чтобы он был глобален.
Другой вопрос, что мы привыкли жить в мире, который должен кто-то управлять, какая-то сила. У нас в людях всегда сидит это ощущение, его нам подсказывает весь наш предыдущий опыт.
На протяжении последних 500 лет этой «управляющей силой» был Запад. Западная цивилизация, прежде всего – Западная Европа и Соединённые Штаты. Они много веков стояли во главе этого мира и пытались им верховодить. Сегодня, и это очевидно, они с этой задачей уже не справляются. А мир уже находится в том состоянии, когда он не хочет, чтобы им кто-то один управлял. Но у нас всё равно есть внутреннее ощущение, что если не они, то кто-то должен управлять.
Но кто?
Равнение на культуру
— Я вспомню прекрасную древнюю Италию. На протяжении тысячи лет она состояла из маленьких раздробленных государств. Генуя, Венеция, Рим, папская область, Флоренция… И их граждане все равно ощущали себя единым народом, венецами, генуэзцами, римлянами, флорентийцами – они все были итальянцами. Да, с разными диалектами, но всё равно, это был единый народ, единая нация. При этом они как-то уживались все эти тысячи лет, и самые великие достижения итальянской культуры были созданы именно в этот период. Возможно, во многом благодаря той как бы раздробленности и регионализации страны, которая тогда была.
Я допускаю, что и наш мир идёт именно в этом направлении. Что он будет состоять из множества разных сущностей и мне кажется, вполне возможно, чтобы эти центры, в конечном счёте, поняли, что они могут существовать без войн, мирно и договариваться даже по сложным вопросам без всяких конфликтов. Сегодня это кажется вроде бы совершенно невозможным, но я, поскольку я деятель культуры, приведу в пример свою сферу деятельности.
Люди соревнуются в бизнесе, в военном деле, в политике. Единственной сферой, в которой никто не соревнуется, это культура. У народа, который создает свою культуру, нет задачи, чтобы она была лучше, чем у другого народа. Люди создают ту, которая выражает их ценности, их понимание мира. В этом и состоит великая роль национальной культуры.
Для меня, как для русского человека, интересна и иная культура. Я люблю слушать Верди, смотреть произведения Микеланджело, люблю из арабской культуры читать сказки «Тысяча и одна ночь», я читаю русские книги, Льва Толстого, Достоевского, Куприна… Для меня в этом нет никакого противоречия, нет соревнования. Я не отдам предпочтения одной культуре в ущерб другой, для меня они все целостные и одинаково для человечества значимые. Это единственная сфера, в которой люди не соревнуются, а соучаствуют.
Больше центров, хороших и разных
— Поэтому, может быть, я идеалист, но вполне возможно, что мир всё-таки идёт именно к такому состоянию, когда не будет никакого одного единого центра. Мир при этом будет глобальным, но в то же время он будет состоять из разных центров, из разных плюсов.
Другой вопрос, что те силы, которые сегодня ещё остаются во главе, им очень трудно согласиться с этой простой и ясной мыслью. И дело не в том, чтобы каким-то образом признавать своё поражение, а в том, чтобы просто понять, что этот мир постепенно переходит в новое состояние, в котором хочешь-не хочешь, ты должен не руководить, не приказывать, а сотрудничать. Ты должен с уважением относиться к любому народу, к любой нации, к любому выражению интересов людей во всем мире.
Но этот процесс очень тяжёлый, как все такие действия. Огромные процессы он будет сопровождаться, как следует, осложнением, и конфликтами, и борьбой, и с этим ничего не поделаешь. Главное, чтобы мы в процессе этого переформатирования сохранили этот мир существующим. Поскольку, к сожалению, ситуация всё время находится буквально на грани глобального конфликта. Поэтому, я думаю, задача всех нас, не только деятелей культуры, но и политиков, учёных, бизнесменов и так далее, прежде всего, сделать так, чтобы этот мир успешно прошел эту стадию и при этом сохранился.
Альтернативы нет
Мы спросили Карена Георгиевича, как он относится к тому, что Александр Григорьевич Лукашенко выдвинул свою кандидатуру на выборах Президента Беларуси.
— Я положительно отношусь не только к этому выдвижению, — ответил нам глава «Мосфильма», — но и вообще очень положительно отношусь к самому Александру Григорьевичу Лукашенко. Я считаю, что он – выдающийся политический деятель и настоящий лидер. Другой вопрос, что, конечно, решать это должен в первую очередь народ Беларуси. Мне кажется, что ему просто не существует альтернативы в политическом пространстве Союзного государства. И я очень болею за него.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Владимир Путин наградил Фрейндлиха и Кузнецова (подробнее)