Грузооборот российских портов сократился
По итогам первых семи месяцев 2025 года грузооборот российских морских портов уменьшился на 4,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составил 498,8 миллиона тонн. Об этом сообщили на сайте Ассоциации морских торговых портов (АСоп).
За отчетный период было отмечено снижение объемов как сухих, так и наливных грузов. Объем первой категории упал на 6,4 процента, составив 242,2 миллиона тонн, тогда как вторая категория снизилась на 2,8 процента — до 256,7 миллиона тонн. Показатели экспорта грузов упали на 5 процентов до 391,6 миллиона тонн, импортные объемы сократились до 24,2 миллиона тонн, а каботажные грузоперевозки (грузы, которые доставляют иностранные компании между двумя пунктами в пределах одного государства) упали на 13,9 процента — до 40 миллионов тонн.
В январе-июле значительно сократился грузооборот практически всех основных российских портов. Показатель терминалов Арктического бассейна снизился на 7,7 процента (до 50,8 миллиона тонн), Балтийского — на 2,3 процента (до 158,4 миллиона), Азово-Черноморского — на 11,4 процента (до 144,5 миллиона). Самое заметное снижение грузооборота было зафиксировано в портах Каспийского бассейна, где совокупные объемы перевалки уменьшились на 30,4 процента, до 3,9 миллиона тонн. Единственным исключением стали терминалы на Дальнем Востоке, их суммарный грузооборот увеличился на 3 процента и достиг 141,2 миллиона.
Грузооборот российских портов продолжает падать второй год подряд. По итогам 2024 года показатель снизился на 2,3 процента, опустившись до отметки 886,3 миллиона тонн. Негативная динамика продолжается и в 2025 году. За первые четыре месяца грузооборот сократился на 5,4 процента. Основными причинами значительного падения являются инфляция, превышающая прогнозы Центробанка, действие западных санкций в отношении различных категорий экспортных товаров (включая ограничения против отечественных морских перевозчиков) и проблемы с вывозом грузов по железным дорогам.