Глобальный торговый рынок омрачен конфликтом между Израилем и Ираном
В свете нарастущей напряженности на Ближнем Востоке, глобальное судоходство и морская торговля сталкиваются с новыми вызовами, связанными с эскалацией конфликта между Израилем и Ираном. Об этом сообщают аналитики из компании Windward.
Предыдущая волна кризисов была вызвана обострением ситуации в Ормузском и Персидском заливах. Тогда торговые суда подвергались регулярным атакам со стороны Йеменских повстанцев-хуситов. Сегодня риски для судов возрастают из-за возможных ракетных обстрелов. «Судоходство может оказаться вновь в состоянии кризиса», — допускают эксперты Windward.
По данным системы мониторинга судов, за последнюю неделю количество морских транспортных средств в районе значительно возросло, достигнув исторического максимума в 15 единиц. Экипажи этих судов подвергаются риску ракетных атак в акваториях, с учетом ожидания изменения маршрутов. Подобная ситуация наблюдается и в Красном море, где 85 танкеров отключили транспондеры автоматической идентификационной системы (AIS). Несмотря на отсутствие непосредственных атак в регионе в последние полгода, конфликт между Израилем и Ираном поднимает угрозу безопасности.
При этом цены на морские перевозки грузов, включая нефть, начали резко расти, на фоне роста стоимости страховки и премий, а также поиска альтернативных маршрутов, которые могут быть значительно длиннее обычных. Дорога через мыс Доброй Надежды занимает гораздо больше времени, что приводит к росту издержек судовладельцев. В результате конечная стоимость товаров может заметно возрасти на фоне удорожания морской логистики, таким образом, предупреждают эксперты.
Ранее турецкая газета Hürriyet сообщала о росте мировых цен на нефть до 120-130 долларов в случае закрытия Ормузского пролива иранскими властями. Эксперты напоминают, что этот маршрут является одним из ключевых для перевозок сырья. На его долю приходится порядка 20 процентов глобального потока нефти и до 80 процентов нефтяной и газовой торговли Ирана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.
В то же время далеко не все эксперты ожидают затяжного конфликта на Ближнем Востоке. Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) указывает, что перекрытие Ормузского пролива не соответствует экономическим интересам самого Ирана. Его экономика во многом зависит от сбыта сырья по этому маршруту, поэтому власти, скорее всего, не решатся на радикальные шаги.