«Эстонцы ведут себя как шакалы»: атаками на танкеры в Балтийском море НАТО готовит морскую блокаду России
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Холодные воды Балтики стали ареной горячей политики. Запад обвиняет Россию в повреждении подводных кабелей связи и пытается препятствовать танкерам, заходящим в наши порты. Литва, Латвия и особенно Эстония давно пытаются закрыть Балтийское море для России, делая его «внутренним морем НАТО», и альянс принимает это во внимание с особым интересом.
Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич еще несколько лет назад предостерегал: по мере того, как Запад будет терять перспективы в противостоянии с РФ на Украине, центр тяжести его борьбы с Москвой будет перемещаться на Балтику, где у НАТО и сил побольше, и расположены они прямо на нашей границе.
Последние события полностью это подтверждают.
Началось все с криков о том, что «российские диверсанты» якобы повредили кабели связи между Эстонией и Финляндией, затем между Финляндией и Германией, Литвой и Швецией… Хотя январю этого года американские и европейские разведки пришли к выводу, что повреждения были случайными (пострадал, кстати, и кабель компании из РФ), зимой страны НАТО договорились создать миссию патрулирования Baltic Sentry — «Балтийский часовой» — с использованием фрегатов, самолетов, подводных дронов и спутников.
Прозвучавшая цель – защита тех самых кабелей и газопроводов. Истинная – создание еще одной силовой структуры для контроля над регионом.
После того, как Евросоюз принял санкции против «теневого флота» России, стало ясно, для чего и против кого будут использовать «морскую политику» альянса…
Разогнали, Как Шпану
В середине мая эстонцы попытались в нейтральных водах задержать танкер Jaguar, который шел под флагом Габона в Принсике, и заставить его войти в территориальные воды Эстонии.
Фото: EAST NEWS.
Судну угрожали тараном, и дважды пытались высадить на него десант с вертолета. Но потерпели фиаско: прилетевший на защиту танкера наш Су-35 разогнал как мелкую шпану эстонские катера с вертолетами и польским Су-29 в придачу.
История получила продолжение через несколько дней, когда греческий нефтяной танкер Green Admire следовал из Силламаэ в Роттердам под флагом Либерии с сланцевой нефтью на борту. Судно шло по согласованному маршруту через территориальные воды РФ, чтобы миновать мелководь. Но танкер отклонился от курса — и был перехвачен у острова Гогланд в Финском заливе. Через сутки его отпустили.
Эстонские власти ожесточились от возмущения: как это так! Но, повозмущавшись, вызывать временного поверенного в делах России в свой МИД, чтобы выразить протест, не стали. Тот случай, когда кошка знает, чье мясо съела.
«Задержав эстонский танкер, мы показали, что в эту игру тоже играть умеем», — комментирует Николай Межевич. И замечает: попытку захватить танкер с российским грузом военные Эстонии предпринимали при поддержке натовских коллег даже без предварительных согласований с эстонскими политиками. Дескать, какие еще дополнительные указания нужны, если общая команда «Фас!» уже прозвучала. «Таллин взял на себя роль защитника в обострении ситуации», — уверен эксперт.
Казус Белли
— Перекрыть морской путь российским судам по Балтике, — объясняет Межевич, — это казус белли — формальный повод для объявления войны. Это означало бы блокаду Калининградской области, снабжение которой сейчас в основном идет по морю. В ответ мы можем перекрыть все морское сообщение между Эстонией и Финляндией.
Эстонцы ведут себя как шакалы, нападая на торговые суда, идущие без военной защиты. Понимают они только силу.
С тем, что спуску ни эстонцам, ни прочим натовцам в регионе давать нельзя, согласен и военный обозреватель Виктор Литовкин: «Иначе они будут наглеть с каждым днем все больше и больше».
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Эстония не случайно в апреле приняла закон, позволяющий ее военно-морскому флоту задерживать гражданские и торговые суда, которые «угрожают подводной инфраструктуре» или даже экологии. Причем полномочия у военных — вплоть до права их топить. Поэтому ждать новых провокаций долго не придется.
А нужны они прежде всего для того, считает аналитик Института геополитических и региональных исследований БФУ имени Канта Владимир Стрюков, чтобы попросить помощи у старших союзников по ЕС и НАТО.
«Видите, — объясняет эксперт возможную логику эстонцев, — мы со всем рвением стремимся выполнить указания по блокировке Балтики для русских, однако силенок не хватает, подсобите, пожалуйста. Дайте нам или прикомандируйте какие-то серьезные военные суда, чтобы мы могли исполнять задачу».
А любое резкое наращивание натовских военных сил в Балтийском море надо оправдать растущей «российской агрессией». Поэтому неизбежны новые инциденты, рассчитанные на то, чтобы наша сторона пойдет на какие-то крайние ответные меры. Например, высадку спецназа на борт судна-нарушителя. Или предупредительный огонь по курсу военного корабля противника (как это случилось несколько лет назад в Крыму, когда англичане пытались войти в наши территориальные воды). За подобными провокациями прежде всего стоят британцы.
Караваны под ОХРАНОЙ
В советские времена ВМФ вел глобальную игру с американскими «коллегами». Военные корабли двух стран практически не оставляли соперников в одиночестве – куда уходили советские крейсера и линкоры, туда подтягивались и натовцы. И наоборот. Сейчас, судя по всему, эта практика возвращается.
Немецкий Bild сообщил: в Балтийском море наш эсминец «Вице-адмирал Кулаков» сопровождал немецкий фрегат «Бавария» вплоть до его прибытия в порт Ростока. А все началось еще в Северной Атлантике, где «Бавария» участвовала в учениях с подлодками «U 33» и другими натовскими силами.
Западники это расценили, конечно же, как «растущие российские угрозы». И уже готовятся дать ответ. Если западные политики не сумеют вовремя остановить, это ничем хорошим не закончится.
На днях в порту Усть-Луги прошло совещание Морской коллегии во главе с Николаем Патрушевым, где обсуждали, как обеспечить безопасность торговых судов в Балтийском море. Один из итогов: «Если дипломатические и правовые меры окажутся неэффективными, Россия готова задействовать Военно-морской флот для защиты судоходства». Президент Путин предложенные меры собравшихся поддержал.
Какая перспектива нас всех ждет, если безопасность судоходства на Балтике будут обеспечивать исключительно военные? «Будут ходить караваны под охраной – наши, и западные», — предполагает Николай Межевич.
Настрой Москвы на отпор всех попыток морской блокады очевиден, но пока доходят не до всех на Западе. Будем следить, как решения совещания в Усть-Луге помогут обеспечить свободу судоходства в Балтийском море.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Страны НАТО усиливают военную активность в нескольких акваториях — от Северного моря до Азиатско-Тихоокеанского региона. Подобным образом они пытаются расширить морскую блокаду России, заявил помощник президента РФ и глава Морской коллегии Николай Патрушев. По его словам, в последнее время страны Запада стали все чаще предпринимать конкретные действия, направленные на такую блокаду: пытаться досматривать суда в международных водах, совершать диверсии и теракты.
ИХ ПЛАНЫ
Издание Politico сообщило: страны Евросоюза обсуждают планы по масштабному захвату в Балтийском море «прорусских» нефтяных танкеров — под соусом защиты с экологией или… борьбы с пиратством. А совет государств Балтийского моря уже договорился о совместных действиях по упреждающей блокировке судов, подозреваемых в участии в теневом флоте. Их собираются останавливать уже в датских проливах — при поддержке Германии и Швеции.
И речь не только о Балтике. Евросоюз собирается контролировать морскую безопасность в Черном море без участия России, заявила глава евродипломатии, эстонка Кая Каллас, представляя 28 мая в Брюсселе так называемую новую стратегию ЕС для Черноморского региона, которую разрабатывала Еврокомиссия.
Документ предусматривает создание черноморского хаба по морской безопасности для мониторинга судоходства, защиты инфраструктуры и экологии. Одна из ключевых задач — отслеживать перемещения связанных с РФ танкеров. В коалицию, по плану, должны войти геополитически значимые страны региона (даже те, у которых нет выхода к Черному морю): Турция, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Болгария и Румыния.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Военный эксперт Дандыкин: Эстония совершила акт морского пиратства на Балтике
Запад объявил охоту на «теневой флот» России: в Европе трепещут от страха перед «тайной компанией русских»