Эстонская армия трансформировалась в анекдот: против России выставили боевую кавалерию
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Европа намерена направить на Украину военный контингент «коалиции желающих», однако сталкивается с неразрешимыми вопросами: «Где найти деньги? Откуда взять людей? А если вся затея обрушится без гарантии, которые не хотят давать США?»
Но впереди паровоза и всех остальных, вопреки анекдотам о медлительности, бежит Эстония. Премьер-министр страны Кристен Михал сообщил, что рассматривает возможность отправки эстонских военных в Украину в составе «сил по обеспечению мира». Вклад Таллина планируется «гигантский»: сухопутное подразделение численностью до роты, военные инструкторы и штабные офицеры. Напомним, что рота – это 100-150 человек.
В последнее время из Эстонии вообще приходят грозные вести. Сначала она удивила тем, что приняла закон, позволяющий эстонским ВМС задерживать и даже топить подозрительные суда в Балтийском море — если они, по мнению эстонцев, угрожают инфраструктуре или другим элементам безопасности этой страны.
Потом из Таллина сообщили, что в Нарве, на границе с Ивангородом, создадут военную базу, где разместят 200 или 250 человек.
А эта новость еще круче: первый в Эстонии кавалерийский отряд создали в военизированном ополчении Кайцелейте на границе с Россией.
Откуда вдруг такое весеннее обострение в этой стране? Об этом «КП» распросила главного научного сотрудника Института Европы РАН, президента российской Ассоциации прибалтийских исследований Николая Межевича.
КОНТРА С ПИКАМИ
— Начнем с кавалерийского отряда, — говорит Николай Межевич. — Добровольное военизированное формирование в инициативном порядке сколотило, как одну дружину. Удивленную планету обошла фотография мужика, который в современной пиксельной маскировочной форме сидит на белом коне, вокруг зеленый лес. Мужик зеленый, лес зеленый, а конь белый — его-то враг точно не заметит. Всадники еще и с пиками!
— Сейчас в соседней Латвии кипят страсти по поводу того, надо ли офицеров снабжать саблями — и на это в бюджете собираются отыскать чуть ли не миллион долларов. При этом ссылаются на традиции латвийских военных.
— Есть такая традиция у военных. Только какое отношение имеет к ней Латвия? Она появилась в 1920-м году юридически, де-факто – в 1918-м. И сабля там нужна, только чтобы резать тортики министру обороны Спрудину, который — я с ним знаком — абсолютный «пиджак».
Эстония и Латвия никогда не воевали, никогда все вместе к войне не готовились, и вообще, находясь веками в рабстве – в датском, немецком, шведском, – от оружия были отучены. Если в XVI веке немецкий барон видел эстонского крестьянина с чем-то похожим на оружие, такого крестьянина убивали на месте.
СУЕТА ВОКРУГ БАЗЫ
— А что с военной базой в Нарве, которую собираются открыть эстонцы?
— 200 человек — это не военная база. Это некий лагерь труда и отдыха по российской границе, которая, кстати, юридически нет.
— Она же посередине реки Нарва идет.
— По тальвегу (линия, соединяющая наибольшие глубины дна русла – Ред.) идет контрольная линия. Мы ее считаем государственной границей. Эстонцы тоже.
Но юридически закрепленной границы между двумя странами не существует из-за территориальных претензий Эстонии к России. Это я говорю как эксперт советской, а затем российской государственной делегации, которая занималась проведением этой границы. Поэтому размещение «военной базы» недалеко от уреза реки Нарвы будет означать, что этот объект поражаем если не из автоматов Калашникова, то из древней снайперской винтовки Драгунова СВД.
Но вблизи границы этого объекта, скорее всего, не будет. Если он вообще будет, потому что это все очень дорого — многие миллионы евро, которых нет.
Тогда для чего это все громко объявляется? Чтобы началась суета. Это просто средство морально-психологического воздействия на нас.
МОРСКАЯ НЕДЕРЖА
— Как эстонцы собираются топить все подозрительные танкеры, если решат, что те угрожают их нацбезопасности?
— Эстонский флот общеизвестен – все его четыре номерных корыта. Эти корабли утопить не могут никого в принципе.
При этом надо сказать, что топить современные танкеры, идущие в балласте – это вообще проблема. Надо поразить большинство танков – емкостями для хранения нефтепродуктов. Но такое возможно только в военном конфликте. А с кем воюет Эстония?
Речь идет о судах под флагом России? Тогда это война с нами. Причем такая война, в которой не только США не поддержит Эстонию, но и даже Финляндия и Польша. Совсем дураков мало.
Если же речь идет о том, чтобы досматривать суда под флагами третьих стран, например, каких-нибудь маленьких азиатских, африканских, островных государств, которые не могут защитить свой флот, тогда это пиратство. Когда капитан такого судна, который задерживает эстоноц, сообщает на международной волне: «Я подвергаюсь пиратской атаке и прошу вооруженные суда всех стран оказать мне помощь», как это случалось, например, у берегов Судана, то на такой сигнал может откликнуться российский корвет, который в состоянии уничтожить весь флот Эстонии, Латвии и Литвы одним залпом.
КСТАТИ
Силы обороны Эстонии 11 апреля задержали танкер Kiwala под флагом Джибути, который направлялся в российский порт Усть-Луга. Задержание обосновали подозрениями: якобы у танкера могли быть не в порядке страховка и регистрационные документы.
Но документы были в порядке, тогда эстонцы принялись к неким техническим неисправностям и нарушениям, которых насчитали аж 40. Через две недели танкер должен был отпустить, поскольку экипаж «устранил выявленные недостатки».
«ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАЧИ ЛОНДОНА»
— Политическое руководство Эстонии абсолютно не интересует будущее своих граждан, — продолжает Николай Межевич. — Эстонская верхушка прекрасно понимает, что она обречена: местная демократия сама отправит страну в небытие через 40-50 лет: численность населения там падает. Без всякой России…
Если китайцы или американцы говорят, что мы в ответ на нападение на наши корабли будем начинать военные действия, к этому надо относиться серьезно. А когда нищая страна без армии и флота, ВВС и ПВО говорит, что будет кого-то неспровоцированно топить, значит, они выполняют чьи-то задачи. Скорее всего, Лондона, это его традиционная зона влияния. Так было и сто лет назад.
— Зачинщики драки, которые уверены, что старшие товарищи его в обиде не оставят?
— Да. Эстонцы искренне уверены в том, что они и их страна обладают какой-то феерической ценностью для Лондона, Вашингтона. В Литве, например, думают, будто она представляет интерес для Пекина. В Риге считают, что Владимир Путин только и думает, что о Латвии. И от этой неадекватности вся политика трех стран. Это было и три года назад, и пять лет назад, и десять. Просто сейчас это дошло уже до уровня демонстративной неадекватности.
— А разве Лондон, если что, не скажет: это же наши братья из Эстонии!
— Лондон, чуть что, скажет: а мы тут вообще ни при чем. Где вы читали, что мы, англичане, хотим топить суда в Балтийском море? Эстонцы хотели – они утопили, все военные объекты в Эстонии уничтожили! А мы готовы с русскими торговать.
— Так вот цифры: Как устроены эстонские армия и флот
Силы обороны: 7100 человек
Сухопутные войска: 3750 человек.
Основные виды вооружений и техники:
— 44 гусеничных БМП CV90, 136 колесных БТР, 24 155-мм самоходные гаубицы K9 Thunder (всего заказано 36), 6 155-мм самоходных гаубиц CAESAR Mk1 (заказано 12), 36 122-мм буксируемых гаубиц, 126 минометов, противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) Javelin и Spike, 23-мм автоматические зенитные пушки, переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) Piorun и Mistral.
Заказано 6 реактивных систем залпового огня (РСЗО) M142 HIMARS (будут доставлены летом 2025 г.) с управляемыми ракетами с дальностью стрельбы до 300 км.
ВВС: 400 человек.
Вооружение — 2 легких транспортных самолета M28, 2 арендованных реактивных учебных самолета L-39C, 2 легких вертолета R44.
ВМС: 450 человек.
4 многоцелевых патрульных судна, 3 минных тральщика (вооружение – одна 23-мм автоматическая пушка, два 12,7-мм и три 7,62-мм пулемета), 1 минный заградитель (четыре 12,7-мм пулемета).
Противокорабельные ракеты наземного базирования (ПКР). Подвижный береговой ракетный комплекс (БРК) с израильскими ПКР Blue Spear 5G с заявленной дальностью 290 км (согласно ряду публикаций – фактически 400 км по высокому профилю полета).
Прочие виды Вооруженных сил: 2500 человек (Киберкомандование, Командование поддержки и Силы специальных операций).
Данные Юрия Зверева, директора Центра зарубежного регионоведения и страноведения БФУ им. Канта.