Доходы продавцов на российских маркетплейсах уменьшились
По данным исследования, проведенного Центром документальной экспертизы Института Гайдара, в 2024 году средняя выручка владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) не достигла 42% и составила менее 900 тысяч рублей. Это значение осталось ниже уровня, необходимого для комфортной работы в условиях растущей конкуренции.
Около четырех пятых опрошенных отметили, что их средний доход составляет от 500 тысяч до миллиона рублей в год. Менее 20% заработали от одного до двух миллионов. Четырнадцать процентов респондентов заявили о выручке превышающей два миллиона рублей, что показывает значительный разрыв в доходах участников рынка.
Что касается индивидуальных предпринимателей (ИП) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО), средняя выручка от продаж через маркетплейсы составила примерно 37,5 миллиона рублей. Однако в случае самозанятых эта цифра значительно ниже — всего 880 тысяч рублей, что связано с ограничениями на продажу товаров собственного производства.
В условиях жесткой конкуренции 31% продавцов сообщили о высоком уровне конкурентной борьбы, а 30% указали на высокие комиссии со стороны платформ. К тому же, 23% опрошенных столкнулись с проблемами возврата товаров, а 22% — с навязыванием скидок, которые также негативно сказываются на доходах.
Руководство маркетплейсов также указало на то, что введение скидок при оплате товаров не всегда способствует справедливым условиям конкуренции на рынке.

