Дефицит складских помещений в России растет
Недостаток складских площадей в России наблюдается из-за неэффективного управления потоками товаров. Об этом сообщил управляющий директор 3PL-оператора NC Logistic Гарьд Владислав, предоставив комментарий в материале «Ленты.ру».
К концу 2024 года дефицит складских площадей составит порядка процента, при этом рекордная нехватка площадей коснется стоимости аренды. В московском регионе минимальные арендные ставки возросли до 12 тысяч рублей за квадратный метр, тогда как два года назад они составляли всего 4,5 тысячи за ту же площадь.
Согласно словам эксперта, кризис на складском рынке усилен повышенным спросом со стороны потребителей и недостаточной динамикой в строительстве. В настоящее время показатель площадей относительно численности населения в России составляет 56 миллионов квадратных метров на 146 миллионов жителей. Для сравнения, в этих же цифрах — 64 и 68 миллионов соответственно, тогда как на складах располагается 173 миллиона квадратных километров при населении в 40 миллионов.
«Важно учитывать потребительскую активность, которая растет в России ускоренными темпами. Повышенный спрос стимулирует развитие как традиционных ритейлеров, так и маркетплейсов, из-за чего недостаток складских площадей только усиливается. Складов может не хватать из-за неэффективного управления товарными потоками. Компании, для которых логистика не является профильной деятельностью, зачастую не справляются с операционной сборкой и отправкой заказов, поэтому площади своевременно не высвобождаются», — пояснил Владислав.
Текущие сложности с логистикой и транзакционными переводами вынуждают импортеров закупать продукцию впредь. Некоторые товары могут оставаться на складе до тех пор, пока не станут востребованными, что усугубляет нехватку площадей. На фоне удорожания строительства и повышения ключевой ставки девелоперы предпочитают строить склады по запросу конкретного заказчика, а популярное спекулятивное строительство, когда арендаторы ищут уже после ввода склада в эксплуатацию, уходит на второй план.
«Большие площади сегодня можно получить только двумя способами. Первый — построить собственный склад, что долго и в нынешних реалиях дорого. Второй — передать логистику на аутсорсинг 3PL-операторам, которые за счет квалифицированного персонала умеют грамотно управлять большими складскими запасами и интенсивными отгрузками», — добавил Владислав.
В начале 2024 года на Дальнем Востоке ожидается резкий дефицит складов для временного хранения товаров из-за нехватки производственных мощностей. Дефицит возникнет на фоне ажиотажного спроса товаров из КНР. В то же время перевозчики просят российских властей поддерживать строительство новых складов на пограничных переходах Дальнего Востока.