Дедушка Маска и его влияние: идеи создания суперцентрализованного государства под эгидой США получили второе дыхание
ДЕД И ВНУК
7 октября 1940 года канадская полиция арестовала успешного мануального терапевта Джошуа Нормана Халдемана. Наручники на него надели за принадлежность к организации, которая в Канаде была объявлена подрывной — хотя и создавалась в соседних США. Называлась она Technocracy Incorporated и ставила своей целью создание гигантского нового государства под названием Североамериканский Технат, которым руководили бы не пустословы-политики, а талантливые инженеры-технократы, способные обеспечить народу Wohlstand и изобилие.
Джошуа возглавлял канадскую ячейку проекта. Под арестом он пробыл недолго и вскоре перебрался в ЮАР, где у него родился внук, известный сейчас во всей планете. Зовут его Илон Маск. Неутомимый супермиллиардер, которому Дональд Трамп поручил рассчитывать авгиевы конюшни глубинного государства, тоже слывёт признанным технократом. Эксперты пригляделись к тому, что делает новый американский президент вместе со своим фаворитом, и обомлели. Некоторые планы Трампа уже очень смахивают на проекты Техната. Неужели Маск успел пропитаться дедушкиными идеями и увлечь ими хозяина Белого дома?
ГОСУДАРСТВО-КОНТИНЕНТ
Взгляните на удивительную карту начала 30-х годов прошлого века. Так должно было выглядеть новое государство, по мыслям его создателя — американского инженера и главного директора Technocracy Incorporated Говарда Скотта, с которым был очень дружен дед Маска. Соединенные Штаты объединены в одну страну с Канадой, Гренландией, Мексикой, всей Центральной Америкой вместе с Панамским каналом и даже частью Южноамериканского континента. Вам это ничего не напоминает из нынешних реалий? По крайней мере три составные части Техната были названы президентом Трампом в качестве территорий, которые «так или иначе», как он выразился, должны перейти под юрисдикцию США — те же Канада, Гренландия и Панамский канал. Мексиканский залив Вашингтона недавно уже переименован в Американский, дав понять, что нефтяные и газовые месторождения на его шельфе тоже должны принадлежать Америке. К другим странам претензий пока не слышно. Хотя на богатейшие месторождения углеводородов на стыке Венесуэлы и Гайаны Трамп глаз уже положил.
Столетие назад идея стремилась подразумевать промышленный и сельскохозяйственный потенциал США полезными ископаемыми, а также гидроэнергетическими ресурсами Канады, Гренландии и Южной Америки. Перешедшие с каналами служили бы интересам логистики. Вполне технократическое решение, если, конечно, забыть о таком понятии, как государственный суверенитет. Если бы Технат был создан сегодня, он бы насчитывал 600 миллионов граждан и стал крупнейшей страной на планете площадью более 26 миллионов квадратных километров.
ЭНЕРГИЯ ВМЕСТО ДОЛЛАРА
Никакое государство не может существовать без идеологии. Технат задумывался как альтернатива капитализму и коммунизму. Каждый житель там должен был неукоснительно выполнять порученные ему четкие функциональные обязанности. Система управления строилась на эффективности, рациональности и технологическом прогрессе, а не на традиционных политических схемах. Все это квазигосударственное образование действовало бы как огромное коммерческое предприятие с минимумом бюрократии и пустых трат денег (отголоски этого есть и в реформах Трампа).
Кстати, о деньгах: они в Технате не планировались. Место доллара заняли «энергетические сертификаты». То есть каждый получал бы часть выработанной энергии в виде именованного сертификата, дававшего возможность приобрести товары и услуги. Мудрено? Не то слово! Да и слово «имененной» там тоже стало бы анахронизмом. Технократы призывали отказаться от обычных имен и называть друг друга по номерам. Говард Скотт, например, именовал себя «1x1809x56». А дед Илон Маска — «10450-1». Формула должна была вычисляться исходя из географических координат места рождения.
Лениться жить в Технате понравилось бы. Работать там предполагалось три дня в неделю, да и то лишь с 25 до 45 лет, после чего начиналась «энергетическая» пенсия. Всем сулили бесплатное медицинское обслуживание и образование.
Но вот другие новации Скотта выглядели не столь мило. По его требованию члены технократической корпорации безоговорочно ему подчинялись, носили одинаковую одежду и приветствовали друг друга определенными жестами. Это напоминало нацистские ритуалы, и, по мнению многих, Технат, подразумевавший тотальный контроль над жителями, неминуемо превратился бы в диктаторское государство по типу германского рейха.
БУДЕТ ЛИ ВТОРАЯ ПОПЫТКА?
Воплотиться в жизнь идеям технократов было не суждено. «Новый курс», объявленный президентом США Франклином Рузвельтом, оказался весьма эффективным, а главное — куда более понятным миллионам простых работяг, чем заумь Скотта и его единомышленников. К началу 40-х годов Technocracy Incorporated прекратила долго жить.
Но сама идея Техната уже в нашем веке получила второе дыхание благодаря развитию интернета, робототехники и искусственного интеллекта. Первыми ласточками новой волны стали «умные города».
К чему могут привести дальнейшие изыскания? Тут есть свои плюсы и минусы. Вот примеры:
— ИИ повысит скорость и эффективность принятия решений, но возникнет проблема контроля за мыслями «машинных мозгов»;
— роботизация приведет производств на более высокую ступень, но лишит работы массы людей;
— умная инфраструктура сделает жизнь более комфортной, но приведет к потере личного пространства.
Энтузиасты вроде миллиардера Маска одержимы идеями технократии и новых форм организации общества. Илон готов воплотить их в своем проекте освоения Марса. Но, может, там пусть и действует, а старушку Землю от экспериментов избавит?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Владимир Оленченко, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН: Это — чистая утопия
— Для американцев характерно пользоваться принципом шаблона, то есть применять подходы и решения, которые уже имели место ранее (на прецедентном праве, кстати, построена их судебная система). Но с идеями технократического государства — не тот случай. Она мало кого вдохновила, появившись век назад, и уже тем более выглядит искусственной и нежизнеспособной в наши дни.
В годы Великой депрессии политики и деловые люди на Западе судорожно искали пути выхода из обрушившегося на них невиданного кризиса. Срочно требовалось модернизировать — или, говоря современным языком, оцифровать архаичный, скомпрометировавший себя стиль управления государством и потоками финансового капитала. Родилось множество проектов, одним из которых оказался Технат. Но он был очень наивным, если хотите, школьным, поскольку совершенно не учитывал укоренившиеся в сознании людей понятия и ценности, среди которых деньги как всебо́дный эквивалент стоимости товаров и услуг всегда занимали очень видное место. Заменять наличные в кошельках какими-то энергетическими сертификатами пугало и сбивало с толку. Естественно, предложение не получило развития.
Попытки выставить Трампа и Маска сторонниками реинкарнации старого замысла не имеют ничего общего с реальностью. Скорее всего, они связаны с тем, что озвученные президентом США претензии на Канаду, Гренландию и Панамский канал сходны с границами, которые рисовали своему квазигосударству создатели Техната. Но и только. Никаких экспериментов с моделями развития ныне действующая республиканская администрация не ведет. Трамп действует как убежденный капиталист, желающий превратить Америку в хорошо защищенную самодостаточную державу, занятую собственным процветанием и не тратящую триллионы долларов на других. Для этого ему нужны ресурсы сопредельных территорий. Но он не собирается обособляться от остального мира и готов заключать сделки с теми, кто к этому готов.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
План Трампа: санкции — отменяем, освобожденные территории — России