87 дней военные усилия США, но результата нет: что означает угроза США выйти из мирных переговоров по Украине
Фото: REUTERS.
Госсекретарь США Марк Рубио сделал важное заявление во время общения с прессой перед отлетом из Парижа, где провел переговоры с дипломатами Украины и ЕС. По сути, Рубио пригрозил выходом США из мирного процесса по украинскому вопросу. Он отметил, что Америка «перейдет к другим темам», если прогресс по Украине так и не будет достигнут.
Рубио напомнил, что Трамп уже «87 дней предпринимает усилия, чтобы положить конец конфликту», но результата пока нет. В связи с этим, по словам Рубио, «мы подошли к моменту, когда нужно принять решение», поскольку США «не собираются продолжать эту работу в течение недель и месяцев». «Вот что мы должны сделать быстро – и здесь я говорю о днях, — продолжил Рубио. — Мы должны определить возможно ли достичь того, что мы хотим, в течение ближайших нескольких недель. Если да – мы в деле. А иначе, если прогресс в этот период невозможен, у нас есть другие приоритеты».
Из дальних ответов Рубио на вопросы репортеров становится ясно, кому была предназначена «пилюля» в виде требования быстрого прогресса по прекращению огня. В первую очередь – это Киев и его европейские союзники. Рубио похвалил переговорщиков от Украины, назвав беседы с ними в Париже «конструктивными», а также в очередной раз признал, что в какой-то момент Европа должна присоединиться к переговорам о судьбе Украины. (Рубио обосновал это тем, что ЕС ввел против России санкции, которые США не могут снять, — означает, Европу все-таки позовут к столу.) В итоге эти комментарии от Рубио европейским и украинским дипломатам как попытка «подсластить пилюлю». И действовал глава дипломатии США по вполне понятной логике: самую сладкую конфетку подсовывают тому, кто должен принять самое горькое лекарство.
— Думаю, что заявление Рубио – это предупреждение прежде всего Украине. Трамп как бы говорит украинскому руководству: если вы и дальше намерены уклоняться от переговоров и вести безнадёжную для вас войну (а Трамп убежден, что Киев проигрывает), то не рассчитывайте, что Америка будет вас спасать. Заявление Рубио прозвучало очень вовремя, чтобы охладить военный пыл Зеленского. Тот, похоже, убедил себя, что может обойтись и без поддержки США, поскольку его спасет Европа. Но появились сигналы о том, что если Трамп устраняется от украинского конфликта, то и Европа не решится ввести в его зону свои якобы миротворческие войска. В этом духе уже высказывался британский премьер Ки́р Стаммер. А в одиночку, без поддержки англичан и других европейских армий, французский президент Макрон действовать не решится.
Украина для Трампа – это третьестепенное государство, ради которого США из-за ошибки Байдена подвергают себя риску получить ядерный удар. Зато Россия для Трампа – важный геополитический игрок. Пока Трамп ставит себе задачу «нагнуть» Китай, в отношении России у него главный приоритет – не допустить ее сближения с КНДР. Поэтому с Россией Трамп общается более осторожно, более уважительно, чем с Украиной. Так что тут жесткий тон заявления Рубио указывает выбранного адресата – это Киев.
Геворг Мирзаян, американист, доцент Финансового университета при правительстве РФ:
— Думаю, заявление Рубио можно понимать двояко. Его можно понять так, что США устали ждать, когда Москва пойдет на компромиссы, а потому намекают – если не сделаете уступок, американцы вернутся от переговоров с российскими дипломатами к политике давления на Россию. Но можно понять это заявление и по-другому. Американцы устали от того, как Зеленский затягивает переговорный процесс, и их предупреждение адресовано в первую очередь ему. Мол, если не пойдете на уступки, США отойдут в сторону и займутся другими делами. Возможно, Ираном или Китаем. А русские с украинцами пусть сами разбираются.
Вот такие два сценария. Для России предпочтительней второй. И есть признаки, что «в работе» взят именно он. Об этом говорят и многие слова Рубио. Тем не менее Трамп может резко сменить курс и вернуться к политике давления на Россию, как он это делал в свой первый срок правления.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мнение сенатора: голосование США в ООН вместе с РФ – это сенсация с подтекстом