В России введены ограничения на выдачу автокредитов. Кого это касается
Фото: BELL KA PANG / Shutterstock / FOTODOM
С начала июля россияне столкнулись с новым порядком, касающимся автокредитов. В связи с резким увеличением случаев невыполнения кредитных обязательств, власти решили ограничить выдачу автокредитов в стране. Эти меры направлены на стабилизацию рынка и защиту потребителей.
В чем суть нововведения
Ограничения касаются выдачи потребительских и автокредитов. Согласно оценкам экспертов, около 80% всех продаж автомобилей в России осуществляется в кредит. Однако многие граждане уже сталкиваются с проблемами, связанными с обслуживанием своих долгов. В большинстве случаев, если граждане хотят приобрести автомобиль без привлечения займа, им придется рассчитывать на средства от 15 до 25% своих накоплений.
В апреле на заседании совета директоров было принято решение о введении ограничений на выдачу кредитов. Данные меры вступят в силу с 1 июля 2025 года. Основная цель — контролировать отношение банков к заемщикам, что позволит избежать высокого уровня закредитованности среди населения.
Регуляторы подчеркивают, что такие меры необходимы для того, чтобы стабилизировать рынок автокредитования, так как больше половины выданных автокредитов уже имеют длительную задолженность свыше 50%.
С учетом этих факторов, банки и компании должны будут внедрить новые лимиты на автокредиты и потребительские займы, которые будут выдаваться только под залог.
В ЦБ обратили внимание на то, что банки активно выдают займы в виде залога на транспортные средства, однако только 58% из них относят своих клиентов к категории с длительной задолженностью.
Новые меры затронут тех клиентов, у которых уже оформлены займы. Банки смогут выдавать не более 5% автокредитов с предельной долговой нагрузкой в 80% и не более 20% — с долей в 50% от общего числа новых кредитов. Для того чтобы воспользоваться большей суммой, необходима официальная справка о доходах.
Регулятор уверен, что введение ограничений не приведет к отсутствию доступных кредитов для граждан, желающих приобрести транспортное средство. По его мнению, ограничения установлены с запасом для целевых автокредитов.
Нюансы
По словам директора департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрея Игнатенко, введение ограничений со стороны Центробанка — естественная реакция на продолжающийся рост долговой нагрузки на население. Профиль клиентов, как правило, стал более рисковым, что требует контроля со стороны кредитных организаций.
Также директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков отметил, что предсказать, как введение этих мер повлияет на рынок, достаточно сложно, однако пока наблюдается высокий интерес к автомобилям, приобретаемым в кредит.
Что ждет рынок
С учетом низкой доступности кредитов для граждан, желающих купить автомобиль, может произойти дальнейшее падение российской авторынка. По оценке Андрея Игнатенко, текущие ставки кредитования на автомобили с пробегом имеют свои особенности, тогда как на новые автомобили ситуация иная. Однако инфляционные процессы последних лет способствовали сокращению потребительского спроса, и автомобильный рынок не исключение.
По его словам, на этом фоне я бы не проводил параллели высокой закредитованности только потенциальных покупателей автомобилей — это общая тенденция последних лет, а действия ЦБ в полной мере логичны как сдерживающий фактор роста долговой нагрузки граждан и рисков для банков.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что существует серьезный риск невыплат со стороны граждан, которые уже имеют кредиты и хотят получить новые. В связи с этим в НАС поддержали решение ЦБ о введении ограничений на выдачу займов.